Вестник VIII Международного театрального фестиваля «Встречи в Одессе»

«Мы говорим на одном языке!»

– Семь лет назад подарком ко Дню рождения Одессы стал театральный фестиваль «Встречи в Одессе», на который в первых числах сентября съехались лучшие театральные коллективы русскоязычных театров со всего постсоветского пространства и даже из более отдаленного зарубежья.

Вместе с актерами и режиссерами, гостями Одессы становились за эти годы известные драматурги, музыканты, композиторы, поэты. Постепенно формат фестиваля настолько расширился, что ему явно стало тесно в рамках только своего театрального начала, – поделился на пресс-конференции 4 сентября предысторией возникновения теперь уже Международного фестиваля культуры и искусства «Встречи друзей» его сопродюсер Александр Копайгора.

– Традиция проводить «Встречи друзей» продолжается и выходит на новую ступень своего развития, – также сказал сопродюсер театрального праздника, заслуженный деятель искусств России Давид Смелянский. – Сама идея такого фестиваля родилась в стенах администраций российского и украинского президентов и была подхвачена творческими людьми с особой радостью. Ведь, что бы ни происходило в политике, нас невозможно разделить. Мы всегда говорили и будем говорить на одном языке – на языке творчества.

– Реализуя политику Президента, Одесская областная гос­адми­ни­страция и ее председатель Эду­ард Матвийчук оказывают всяческую поддержку фестивалю, который еще больше закрепляет за Одессой имидж культурной столицы Украины, – сказал начальник управления культуры облгосадминистрации Владислав Станков, также принявший участие во встрече с журналистами.

– Все мероприятия также поддержаны Министерствами культуры России и Украины при содействии Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ и проходят под патронатом руководителя Одесской областной государственной администрации. Базой для него традиционно служит Одесский академический русский драматический театр, – уточнил Александр Копайгора.

Программа III Международного фестиваля культуры и искусства «Встречи друзей» стала еще интересней и разнообразней.

В день открытия, 3 сентября, в Одесском литературном музее состоялся вечер романса с участием выдающихся мастеров Украины и России. Со стороны России, например, в концерте принял участие Леонид Серебренников (известен не только как прекрасный исполнитель романсов, но и песен из многих любимых кинофильмов советского периода, в том числе и такого незабываемого всеми, как «Обыкновенное чудо»).

Выбор Одессы в качестве площадки для проведения фестиваля «Встречи друзей», конечно же, не случаен. Во-первых, организаторы учли имидж Южной Пальмиры как города, олицетворяющего слияние многонациональных культур, его уникальную притягательность и популярность во всем мире. Также важную роль сыграла и готовность областной власти к приему у себя коллективов и деятелей культуры, созданию для них максимально удобных условий для проживания и демонстрации своего творчества.

Праздник в разгаре. Зрителей ждет много интересных творческих встреч. Одним из самых масштабных мероприятий станет большой концерт фольклорных коллективов на Театральной площади. В нем примут участие Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева (Россия), который ради участия в фестивале немного изменил свои творческие планы, а также Государственный ансамбль песни и танца имени Амирова (Азербайджан). Кроме того, выступят фольклорная группа «Купалинка» из Беларуси и наш национальный академический ансамбль песни и танца «Гуцулия».

Закулисные сплетни

 

Наши специальные секретные агенты ВАРВАРА ЛЮБОПЫТНАЯ и АНТОН ВЕЗДЕСУЩИЙ подслушали за кулисами фестиваля много интересного и пикантного. Итак – о чем не говорят громко, а тихо шепчутся на фестивале?

 

 Говорят, что…

 …отцу-основателю фестиваля «Встречи в Одессе» Александру Копайгоре в последнее время ВСЕ ПО БАРАБАНУ. 

 Ответственно заявляем, что это неправда – по барабану ему далеко не все, а только церемония открытия. Причем не по одному, а ПО НЕСКОЛЬКИМ ДЕСЯТКАМ БАРАБАНОВ: ведь именно с выхода в зал театра многочисленного отряда очаровательных барабанщиц и начался нынешний фестиваль.

 …в этом году фестиваль посвящен 100-летию со дня рождения Георгия Алек­сандровича Товстоногова – именно поэтому его открывали земляки и соплеменники великого режиссера – театр из Тбилиси. 

 Изначально пылкие грузины хотели привезти на фестиваль «ИСТОРИЮ ЛОШАДИ» Льва Толстого. Но, перечитав на досуге одесскую классику – «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова – и узрев там бессмертную фразу дворника Тихона: «КОМУ И КОБЫЛА НЕВЕСТА», решили, что в Одессе актуальнее прозвучит гоголевская «ЖЕНИТЬБА».

 

…сопредседатель фестиваля, драматург Александр Мардань регулярно вывозит всех участников на собственной яхте в открытое море и читает им на палубе вслух свои новые пьесы.

 На звук голоса драматурга к борту яхты тут же подплывают огромные стаи любопытных черноморских бычков (ведь в Одессе даже рыбы любят хорошую драматургию). Дождавшись кульминации сюжета, пассажиры яхты закидывают в воду удочки и наслаждаются замечательным клевом, а Александр Мардань все прочнее утверждается в статусе САМОГО КЛЕВОГО ДРАМАТУРГА СОВРЕМЕННОСТИ.

…несмотря на то, что фестивальная программа обещает всем МОРЕ удовольствий, на спектакли не допускаются зрители В ПЛЯЖНЫХ ШОРТАХ И ШЛЕПАНЦАХ. 

 Однако данный запрет пока что не распространяется на плавки и купальники-бикини. Мало того – говорят, что по негласному распоряжению организаторов, ДЕВУШКАМ В БИКИНИ даже гарантирована 50-процентная скидка на билеты.

 Правда это или нет – мы не знаем. Хотите – проверьте сами, а потом нам расскажете. 

 

…московский театр «ЕT CETERA», творящий под чутким руководством милейшего Сан Саныча Калягина, решил закрепить зависимость одесситов от своих регулярных приездов на фестиваль. Если в прошлые годы зрители ловили кайф от «ШЕЙЛОКА» и «МОЕЙ МАРУСЕЧКИ», то в этом году москвичи и вовсе решили подсадить их на «МОРФИЙ» (причем, впрыснув двойную дозу, показывая этот спектакль дважды). 

 Понятное дело, что теперь одесские театралы просто не смогут жить без регулярных приездов этого театра на фестиваль – в отсутствии «ЕT CETERA» у них элементарно начнется ЛОМКА. 

Театр начинается с афиши

Международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе» проходит ежегодно, и каждый год в его программу включаются новые интересные мероприятия. Главной новинкой 2013 года стала Первая международная выставка театрального плаката, проходящая в эти дни (со 2 по 10 сентября) в Одесском музее западного и восточного искусства.

«Да простит меня Константин Сергеевич Станиславский – но театр начинается все-таки не с вешалки, он начинается с афиши. Ведь зрители дойдут до театральной вешалки только в том случае, если их заинтересовала афиша». Эту мысль в своем выступлении на открытии выставки, состоявшемся в праздничный день 2 сентября, выразил бессменный сопредседатель фестиваля «Встречи в Одессе» драматург Александр Мардань. 

Трудно не согласиться с уважаемым автором: афиша – важнейший компонент театрального процесса. Афиша, или театральный плакат (данные термины синонимичны), является одновременно и средством рекламы театра, и важнейшей частью визуального образа спектакля, и вполне самодостаточным произведением искусства. Кроме того, это еще и отражение вкусов, образа жизни, уровня культуры своей эпохи. В историю мирового искусства вошли театральные афиши, выполненные такими легендарными живописцами, как Анри Тулуз-Лотрек, Пьер Боннар, Пабло Пикассо, Валентин Серов, Константин Коровин, Михаил Вру­бель и многие другие.

И вот благодаря инициативе организаторов фестиваля «Встречи в Одессе» и энтузиастам гуманитарного проекта «Одесский бриз» жители и гости города получили возможность ознакомиться с лучшими образцами современного театрального плаката из разных стран мира – от Украины и России до Англии, Германии и Японии. 

Данная выставка одновременно является и конкурсным состязанием: лучшие работы определяет компетентное жюри во главе с заслуженным художником Украины Николаем Вылкуном. Кроме того, проводится народное голосование: каждый посетитель может отдать свой голос за наиболее понравившиеся ему работы. Итоги будут подведены сразу по окончании выставки и оглашены на церемонии закрытия фестиваля «Встречи в Одессе».

Об уровне и значимости данной экспозиции говорит и состав почетных гостей, присутствовавших на ее открытии: известный актер и председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, певец, композитор, киноактер, заслуженный деятель искусств Азербайджана Полад Бюльбюль-оглы, московский театральный критик, писатель Наталья Старосельская, художники из России и Украины.

При осмотре этой интереснейшей выставки вспоминаются строки стихотворения замечательного актера и поэта Леонида Филатова:

 О, не лети так, жизнь! 

Мне важен и пустяк.

 Вот город, вот театр – 

дай прочитать афишу.

И пусть я никогда 

спектакля не увижу –

Зато я буду знать, 

что был такой спектакль! 

 Юрий ВОЛЧАНСКИЙ

Красный факел у Черного моря

Новосибирский государственный академический театр «Красный факел» имеет очень серьезную репутацию на российском театральном пространстве. Его знают во многих странах мира: он участник и лауреат многочисленных театральных фестивалей. В этом году «Красный факел» приехал на «Встречи в Одессе». Для новосибирцев это не просто очередная фестивальная поездка, а возвращение на родину. Ведь на сибирской земле этот театр работает с 1932 года, а создан он был 12 годами ранее: время и место его рождения – 1920 год, Одесса. 

О первых одесских впечатлениях, о любви к Бабелю и Жванецкому и связанных с Одессой профессиональных опасениях рассказывает директор театра «Красный факел» Александр КУЛЯБИН.

…Не случайно говорят – Одесса-мама: она рождает все – и вот мы приехали к матери на родину. Вот буквально только что, перед началом репетиции, мы всем коллективом ходили фотографироваться на фоне места рождения нашего театра. Это здание на Греческой, в котором сейчас расположен Болгарский культурный центр. Так уж сложилась история, что до этого фестиваля мы очень много лет не были в Одессе. 

…Нынешняя Одесса сразу же произвела на нас очень хорошее впечатление. Город прежде всего определяется по его жителям – здесь очень хорошие, доброжелательные люди. Радостно, что начинают реставрироваться здания, что в полном блеске уже сияют многие жемчужинки одесской архитектуры. Есть надежда, что недалеко то время, когда Одесса будет полностью отреставрирована. Тенденции к этому есть – дай-то Бог.

…Одесское искусство, одесская литература для меня – это, конечно же, в первую очередь горячо любимый с юности Бабель. И еще – Михаил Жванецкий. 

 …Спектакль «Без слов», который мы привезли на нынешние «Встречи в Одессе», – это на сегодняшний день наш самый востребованный спектакль в плане фестивальной карты: он уже побывал во многих городах, в том числе в Париже. Он пользуется просто невероятным успехом у нас в Новосибирске, билеты на него раскупаются за два месяца. 

…Признаюсь, что одесского показа ожидаю с опасением – с небольшим. Как осиновый лист, конечно, не трясусь, но все-таки… Вчера на открытии я видел, как принимали тбилисскую «Женитьбу» – очень доброжелательно. Но, мы все-таки, работаем совершенно в другом ключе: смогут ли нас понять? Это не бытовой театр. Вообще «Красный факел» с самого момента своего зарождения существует в ключе определенного авангарда, это театр метафоры, театр эксперимента. У нас в репертуаре вообще нет спектаклей, основанных на прочной бытовой базе – все постановки имеют определенный авангардистский характер. Как сегодня воспримет наш спектакль «Без слов» Одесса? Посмотрим. 

Юрий ЮЩЕНКО

Мистический реализм «Женитьбы»

Восьмой театральный фестиваль «Встречи в Одессе» начался с «Женитьбы». «Женитьба» Гоголя – почти беспроигрышный вариант для постановщика. История нелепого чиновника Подколесина, сбегающего от невесты через окно за десять минут до венчания, просто обязана вызвать отклик у публики, особенно мужской ее половины. Одни подумают: «Вот, а я-то в свое время не сдрейфил». Другие почешут затылок: «Почему я не сделал то же самое?» В общем, в самом факте женитьбы присутствует мистика: чьи-то браки заключаются на небесах, а про кого-то можно сказать – бес попутал. 

Именно второй вариант посчитал плодотворным режиссер Автандил Варсимашвили, поставивший «Женитьбу» в Тбилисском русском драматическом театре им. Грибоедова. Спектакль заявлен как мистическая комедия, и действительно: при словах «черт паршивый» на сцене появляется дьявол-искуситель Кочкарев. Это не первая постановка «Женитьбы» с бесовщинкой: выводить Кочкарева в виде черта сегодня становится популярным. На сцене присутствуют мистические атрибуты: зловещий свет и затемнения, рокочущий басок фагота, вращающиеся двери-зеркала, отделяющие этот мир от «того». Но тогда почему вполне земные люди, вся эта вереница женихов, появляются из зазеркалья? И при этом все как один начинают толковать о земных материях – о приданом. Мистическая комедия превращается в бытовую, а Гоголь уступает место Островскому с его бытописанием купеческих нравов. Жевакин в исполнении Михаила Харютченко напоминает персонажа из Достоевского – маленький несчастный человек, которому отказала уже семнадцатая невеста. В одном спектакле нам словно устроили экскурс по золотому веку русской литературы. А вот жанр мистической комедии в итоге так и не находит оправдания, и даже финал получился типично «островский»: по воле режиссера Агафья Тихоновна сдается на милость купца Старикова, который «покупает» ее, как Ларису из «Бесприданницы». При всей изобретательности режиссуры этого спектакля она, очевидно, соткана из кусков разного цвета и фактуры.

Агафья Тихоновна в исполнении Марим Кития – пожалуй, самая интересная актерская работа в этом спектакле. Мы привыкли видеть эту героиню этакой рыхлой плюшкой, незрелой, недалекого ума девицей, зацикленной на замужестве, потому что так требует традиция. Здесь совсем не то. Здесь Агафья Тихоновна – стройная девушка в очках, похожая больше не на купеческую дочь, а на отличницу из института благородных девиц. Эта невеста отнюдь не торопится замуж, она расчетлива и умна, ее незатейливые реплики кажутся преисполненными глубокого смысла. Она понимает, что женихи интересуются не ею, а ее приданым. Поэтому она словно ведет сложную шахматную партию с высокой ставкой, но в действиях ее нет паники. И даже бегство Подколесина не становится для нее ни шоком, ни трагедией, ведь у нее есть «запасной вариант». И где здесь мистика? Самый что ни на есть реализм, даже – прагматизм. 

В составе исполнителей большая часть актеров – с грузинскими фамилиями. Показалось любопытным, как грузинские актеры русского театра вместе с образом своих героев принимают на себя и образ русского языка: на сцене не слышно акцента, хотя в бытовой обстановке он есть. В этом тоже можно искать мистику, а можно просто поблагодарить исполнителей за труд. 

Сергей ГОГИН

Аттракцион духа

Пластический спектакль «Без слов» новосибирского театра «Красный факел» – сильный, красивый, стильный. Одесситы оценили его по самому высокому стандарту, аплодируя артистам стоя. 

Этот спектакль дорог театру. Как любой новый опыт, давший хорошие результаты, как риск, безусловно стоивший того, чтобы рисковать, как плод совместного творчества, рожденный в насыщенном творческом поиске. Сегодня это самая кассовая постановка театра, которая идет сразу на двух сценах – основной и малой. В Одессе новосибирцы сыграли «Без слов» в 99-й раз. Для спектакля, которому всего три года, это почти рекорд.

То, что драматический театр переводит свое общение со зрителем в бессловесный режим движения, жеста, танца – далеко не новинка. Да и исследование всех стадий человеческих взаимоотношений по формуле «он плюс она умножить на время» – затея не оригинальная. Таких примеров в современном театре множество. Весь вопрос в том, как уравновешиваются в этой истории пластическое и собственно драматическое. Одно дело найти в талантливой труппе восьмерых молодых и красивых актеров, на которых даже просто смотреть приятно, и дать им возможность почувствовать, что такое современный танец. Беспроигрышный, по сути, вариант на универсальную любовную тему. В прессе после таких премьер появляются восторженные заголовки типа «Драматические актеры затанцевали». И совсем другое – сделать так, чтобы у зрителя за два с лишним часа действа ни разу не мелькнула мысль разделить его на части – танцевальные, драматические, сюжетные, музыкальные. Не зря режиссер Тимофей Кулябин вместе с хореографом Ириной Ляховской обозначили жанр как авторский спектакль (а не пластический или танцевальный) – цельное художественное полотно, емкое и понятное в своих метафорах, интересное в деталях и насыщенное самыми разными эмоциями. В него, как в мощный поток, погружаешься в начале первого акта и выныриваешь где-то уже за пределами финала. 

Два действия. Восемь актеров. Четыре цвета и четыре истории, представляющие в лаконичном черном пространстве (художник Ирина Долгова) этапы взаимоотношений между двумя равными величинами – мужчиной и женщиной. Все просто и понятно. Белый – самое начало, попытки диалога, сомнения, неуверенность и наивность, поиски общего ритма. Желтый – уже позволительный флирт, более уверенный и свободный, ощущения «я все могу» и «я ничего не боюсь». И уже пущенные корни страсти, которые прорастают глубоко и больно в красной истории, звериной, дикой, грязной, плотской, насквозь электрической, когда взаимоотношения превращаются в охоту, поединок, дуэль.

И, наконец, финал черного цвета. С мудростью и пониманием сути, недоступным раньше, с выбившейся из сил страстью, от которой теперь осталась лишь тихая бесконечная нежность, с чувствами, которые выжгли душу и превратились в золу воспоминаний. 

В спектакле смело соединяется, казалось бы, несоединимый музыкальный материал – от танго 30-х годов до классических опер (музыкальное оформление – Владимир Бычковский). Причем использование последних в черной истории с ее несколько гротесковой, карикатурной хореографией под арии из «Травиаты» или отрывки из «Дон Кихота» и вовсе выглядит как пародия на высокий жанр. Финал чувств, финал отношений – и мы уже ничего не повторим и не «исполним» так, как раньше. Мы можем лишь вспоминать и фантазировать на тему, неизбежно искажая изначальную «технику». Картинка трогательная и грустная одновременно. 

Для каждой истории и для каждой из четырех пар – своя пластическая палитра, свои стилевые решения, сочные детали, индивидуальные штрихи. Подчеркнутое великолепной световой партитурой (художник по свету Денис Солнцев) актерское существование на сцене приобретает дополнительный, почти метафизический объем. У персонажей, разумеется, нет имен. Но каждая из актрис (Дарья Емельянова, Ирина Кривонос, Валерия Кручинина и Антонина Кузнецова), как и актеры (Виталий Гудков, Константин Колесник, Павел Поляков и Константин Телегин), наполняют героев жизнью, выстраивают судьбу. С одной стороны, каждый типаж – безошибочно узнаваем зрителем. С другой, в них напрочь отсутствуют шаблоны, поэтому наблюдать за ними бесконечно интересно. И юмор. Много юмора, а точнее, мягкой и светлой иронии, в которой просматривается непосредственно актерское отношение к цветным историям и их героям.

«Без слов» относится к тем спектаклям, которые, вовлекая зрителя в свой ритм, еще долго заставляют пульс биться на одной частоте. Объективно – таковы законы эмоционального восприятия, для которого визуальные образы и звуки говорят больше, чем слова. Однако в приготовлении столь изощренного театрального блюда достаточно легко ошибиться с ингредиентами и их пропорциями. И тогда все это может свестись лишь к эффектному аттракциону для глаз. История, рассказанная без слов актерами «Красного факела», – стопроцентный аттракцион духа.

Валерия Калашникова 

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті