Александр Копайгора: «Фестиваль состоялся!»

3 сентября в Одесском академическом русском драматическом театре был аншлаг. Поклонники театрального искусства дождались ставшего традиционным и любимым многими одесситами события. Международный фестиваль «Встречи в Одессе» собрал своих зрителей уже в девятый раз.

Первыми на сцену вышли два соучредителя – директор театра Александр Копайгора и Александр Мардань – драматург, предприниматель. 

– Благодарен всем, кто приложил усилия к тому, чтобы этот фестиваль в наше непростое время все-таки смог состояться, – обратился к собравшимся Александр Копайгора. – Когда мы только задумывали этот театральный праздник, в планах не было чего-то грандиозного. Скорее наоборот, видели его небольшим, можно сказать, камерным. Но он сумел набрать такую высоту, достигнуть такого уровня, что в наш город теперь стремятся самые именитые театры. За эти годы в Одессе побывали десятки выдающихся коллективов, а также режиссеры, театральные критики, журналисты из самых разных стран мира. И теперь нам зачастую уже приходится выбирать одного из четырех-пяти претендентов на участие в фестивале. Таким образом, мы получили право выбирать лучших из лучших. 

В очередной раз подтвердил концепцию фестиваля Александр Мардань, пригласив гостей и участников подышать чистым и свежим театральным воздухом Одессы в первую неделю сентября. 

– Этот фестиваль показывает, что наш город живет и творит, чего мы желаем всей стране. Несмотря на то что география участников на этот раз не столь широка, уровень его не снизился. Как и в предыдущие годы, к нам приехали очень интересные люди, талантливые коллективы. В этом году снова в гостях Юрий Евгеньевич Рыбчинский… Надеюсь, что и девятый фестиваль займет достойное место в своей череде. Хочется верить, что следующий, юбилейный праздник театрального искусства пройдет не в столь трагический год, как этот…

В конце они поженятся…

…ну или как минимум попытаются это сделать… Заключительный день фестиваля «Встречи в Одессе-2014» подарит зрителям новую встречу с бессмертной комедией Николая Васильевича Гоголя «Женитьба». 

Эта пьеса – частый гость на сцене Одесского русского театра: помимо собственного спектакля в постановке Алексея Гирбы, вот уже шесть лет с большим успехом идущего в репертуаре, организаторы фестиваля периодически предоставляют одесситам возможность увидеть другие интерпретации этой замечательной комедии. Так, в 2009 году свою «Женитьбу» в постановке Владимира Магара на «Встречи в Одессе» привозил Севастопольский театр имени Луначарского, а в 2013 году в постановке Автандила Варсимашвили пьесу сыграли актеры Тбилисского русского драмтеатра имени Гри­боедова. 

Новая версия «Женитьбы» представляется весьма любопытной по нескольким причинам. Во-первых, она на украинском языке: перевод пьесы в свое время осуществил известный украинский писатель-юморист Остап Вишня. 

Во-вторых, она юная и задорная: исполнителями всех ролей являются студенты четвертого курса Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И.К. Карпенко-Карого. В-третьих, она связана с именем любимого многими одесситами режиссера: руководителем курса является Дмитрий Богомазов – лауреат Шевченковской премии, постановщик репертуарных хитов Одесского украинского театра «Щастя поруч», «Едіп», «Гамлет». Спектакль поставил режиссер Андрей Саминин, а сценографом и художником по свету выступил сын Дмитрия Богомазова – Петр Богомазов.

Создатели спектакля анонсируют свою работу следующим образом: «Это история о поиске счастья, которое ускользает из-за нашего страха и непонимания. Мы проходим мимо друг друга, убегаем, хотя так хотим встречи. Гоголь мечтал о счастье, любви и гармонии для всех и предлагал разобраться в себе, чтобы понять «значение жизни». Спектакль «Женитьба» – это наша попытка понять Гоголя для себя». 

Вакансия для Тартюфа 

Некоторые одесские театралы сетовали на то, что на нынешнем фестивале не было спектаклей с раскрученными столичными звездами. Однако актеры со звездным потенциалом работают не только в столице: у каждого театрального города есть свои любимцы, в плане таланта и харизмы ничем не уступающие, а порой и превосходящие столичных коллег. 

Наглядным примером тому может послужить инсценировка Днепродзержинского академического музыкально-драматического театра им. Леси Украинки по пьесе драматурга Жорди Гальсерана «Метод Гренхольма». Одну из центральных ролей в нем исполняет ведущий актер театра Олег Волощенко. 

В своем городе он популярен не меньше Джонни Деппа и Брэда Питта. И пусть он пока не снимался в высокобюджетных блокбастерах и популярных телесериалах, его театральные работы заслуживают высшей похвалы. На счету Олега Волощенко такие знаковые роли, как Кочкарев в гоголевской «Женитьбе», Ломов в чеховском «Предложении», Аметистов в «Зойкиной квартире» М. Булгакова, Фальк в «Летучей мыши» И. Штрауса, Бони в «Сильве» И. Кальмана. Но особняком в этом ряду стоит роль Тартюфа в одно­именной комедии Мольера. 

В истории мирового театра образ Тартюфа примеряли на себя многие выдающиеся актеры. Многие зрители знают эту пьесу по телеверсии со Станиславом Любшиным или кинофильму с Михаилом Боярским. В случае с Олегом Волощенко можно ответственно заявить: его Тартюф может соперничать с любым звездным конкурентом. С помощью режиссера Сергея Чулкова актер сумел наполнить образ, выписанный великим Мольером почти четыре века назад, абсолютно современным звучанием. Невероятная энергетика, пластичность и обаяние Олега Волощенко не оставляют зрителям (и особенно зрительницам) шанса – в лицемера и мошенника Тартюфа влюбляются все. Подтверждением тому могут послужить награды: на театральных фестивалях «Сичеславна-2013» и «Классика сегодня» днепродзержинский «Тартюф» признан лучшим драматическим спектаклем, а Олег Волощенко был удостоен призов в номинации «лучшая мужская роль».

Героя, исполняемого Олегом Волощенко в спектакле «Метод Гренхольма», зовут Фернандо. В силу жизненных обстоятельств он находится в поиске работы и претендует на вакансию топ-менеджера в крупной корпорации. Однако, придя на собеседование, Фернандо обнаруживает трех конкурентов. Чтобы получить заветную вакансию, все четыре претендента должны выполнить очень странные задания некоего невидимого и загадочного работодателя. События начинают развиваться с невероятной быстротой и непредсказуемыми сюжетными поворотами. 

Партнерами Олега Волощенко в этом спектакле выступают замечательные актеры Александр Тарханов, Геннадий Василенко и Анна Бахмут. По мнению одного из рецензентов, «выделять кого-то особенно нет смысла, поскольку сложившийся ансамбль оказался удачным настолько, насколько это возможно». Постановку осуществила режиссер Влада Белозоренко.

Смех против кризиса 

 Третий фестивальный вечер ознаменовался показом комедийного спектакля «Американская рулетка» по пьесе одесского драматурга Александра Марданя.

Сам факт включения спектакля в программу – это своеобразное возвращение на круги своя. Ведь Александр Мардань является одним из отцов-основателей и бессменным сопредседателем «Встреч в Одессе», и показ спектаклей по его пьесам был обязательным элементом нескольких первых фестивалей. Однако несколько последующих обошлись без этого имени в репертуарной афише. Но традиция возобновилась: спектакль «Американская рулетка» в Одессу привез Киевский академический областной музыкально-драматический театр 

им. П.К. Саксаганского, базирующийся в городе Белая Церковь. Генеральный директор и художественный руководитель театра – заслуженный деятель искусств Украины Вячеслав Усков – является давним другом фестиваля, активным участником всех научно-практических конференций, проходивших в его рамках. 

Пьеса «Американская рулетка», по словам ее автора, является «нашим ответом Куни» (англичанин Рэй Куни – один из самых успешных коммерческих драматургов современности, автор многочисленных «кассовых» комедий, хорошо известный одесским зрителям по пьесе «Особо женатый таксист»). Александр Мардань стремился создать яркую «комедию положений» с интригующим сюжетом. И, судя по востребованности пьесы на постсоветском пространстве, это ему вполне удалось. 

– Пьеса писалась около двух лет, – рассказывает драматург. – Сначала получалось неплохо, а потом работа застопорилась. Как говорится, нет худа без добра: начавшийся в 2008 году финансовый кризис поспособствовал окончанию произведения и наложил на него свой отпечаток. Поэтому окончательное определение жанра моей пьесы – «антикризисная комедия». 

В 2010 году спектакль по данной пьесе на «Встречи в Одессе» привозил Херсонский музыкально-драматический театр им. Кулиша. И вот вчера состоялся новый виток борьбы с кризисом посредством смеха – «Американскую рулетку» в постановке Петра Бойко на фестивале представили актеры из Белой Церкви. 

В ближайшее время одесские рецензенты предложат свои подробные разборы спектакля. Мы же в заключение хотим лишь констатировать факт: взрывы смеха, прозвучавшие в зрительном зале, стали залогом новой, пусть маленькой и локальной, но убедительной победы театрального искусства над нынешним кризисом. Дай Бог, чтобы в самом ближайшем будущем в мирной Украине всегда звучали только такие взрывы. И спасибо замечательному коллективу театра имени Саксаганского за их детонацию. 

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті