Забытый герой пароходной Одессы

Ортодоксальная, а порой и бесчеловечно жестокая коммунистическая идеология в течение 80 лет настойчиво стирала из памяти поколений любые упоминания о своих идеологических противниках. Так исчезали имена деятелей культуры и искусства, военачальников, градостроителей. Промышленные центры, предприятия оказывались в историческом вакууме, без предтеч, без корней. Пропаганда успешно заменяла имена подлинных героев мнимыми, но «идеологически выдержанными». И только сейчас приходит время восстановить справедливость, назвать подлинные имена творцов славы и процветания Одессы.

В канун 111-й годовщины жестокого убийства Герасима Лукича Гречина, видного представителя православной общины города, патриарха нашего рода, светлая память о котором сохраняется вот уже несколькими поколениями Гречиных и передается от детей до его правнуков, мы хотим рассказать о его яркой судьбе и трагической кончине.

Знаменитый инженер-механик судовых механизмов, корабел Герасим Лукич Гречин родился в Николаеве 4 марта 1864 года.

Он был девятым ребенком в семье. Отец его служил надсмотрщиком при строительных работах. Скромного дохода семьи не хватало на обучение всех детей, и Герасим Гречин научился грамоте, слушая уроки под окном соседней школы. Выучив азы, Герасим уговорил родителей отдать его в одесское реальное училище и с тех пор с науками не расставался. Во время учебы давая уроки, он собрал небольшую сумму денег, а, окончив училище одним из лучших, истратил их на поездку в Москву. Там он по конкурсу прошел в Императорское техническое училище.

С первых лет обучения в Москве Гречин избрал своей специальностью судовую механику. Летнюю практику он отбывал преимущественно в Русском обществе пароходства и торговли, работая то в адмиралтействе этого общества, то на судах. Окончив учебное заведение, Гречин отбывал воинскую повинность. Диссертация «Пароходные машины простого, двойного и тройного действия», написанная Герасимом Гречиным во время отбывания воинской повинности, была удостоена золотой медали Совета Императорского Московского технического училища.

Свободное от службы время Герасим Лукич посвящал своим сослуживцам-солдатам. Он вы­хлопотал разрешение на устройство особых классов, где обучал солдат грамоте, читал им просветительские лекции; основал солдатскую библиотечку.

Исполнив воинскую повинность, Гречин поступил на завод Беллино-Фендерих в Одессе чертежником-конструктором, но просветительскую деятельность  не оставил, организовав народную аудиторию на Слободке-Романовке. 

После,  служа в Добровольном флоте,  Герасим Гречин ходил на торговых судах «Орел», «Саратов», «Петербург», «Херсон» и «Москва», причем последние три парохода строились под его наблюдением в Англии, где он с перерывами прожил около четырех лет. Там же за доклад в шотландском Обществе инженеров и судостроителей, членом которого состоял, получил премию.

В 1900 году Гречин перешел на службу в Русское общество пароходства и торговли заведующим адмиралтейством и ремонтом судов, где прослужил три года. Кроме текущих работ, он много трудился над переоборудованием судов для военных перевозок, и особенно отличился при снаряжении парохода «Царица» под плавучий госпиталь, за что был удостоен Высочайшей благодарности. Гречин  также принимал участие в разработке и осуществлении проекта переустройства Одесского адмиралтейства Русского общества. Одновременно продолжал научную деятельность, работая над теоретическими вопросами судовых механизмов, делал доклады в одесском отделении Императорского русского технического общества.

В 1903 году Герасиму Лукичу предложили место главного начальника мастерских Судо­стро­ительных механических и литейных заводов в Николаеве. 

Время было сложное – как в Одессе, так и в Николаеве политические и экономические стачки сводили на нет усилия молодой российской промышленности догнать мировых конкурентов.

Герасим Лукич был уверен, что масса часто принимает решения, совершенно не согласные с внутренним убеждением каждого, и считал своим долгом бороться с отдельными фанатиками или демагогами. Он не стеснялся резко выражать свое мнение и, несомненно, приобретал врагов. 

Получая письма с угрозами, он не допускал мысли, что ему действительно что-то угрожает. Он слишком уважал тружеников и верил в их нравственную чистоту.

Герасим Лукич и в Николаеве не ограничивался лишь обязательной работой. Он был членом и председателем правления ссудо-сберегательной и вспомогательной кассы при заводах, товарищем председателя Общества попечения о впавших в нужду семьях служащих и рабочих, председателем комиссии по поддержке семейств воинов, призванных из запаса в действующую армию. Он был также одним из деятельнейших членов родительского кружка при реальном училище. Местное отделение Императорского технического общества избрало Гречина членом совета, и он был главным организатором еженедельных технических бесед. Герасим Лукич находил время еще и для литературной деятельности, участвуя в издании журнала Николаевского отделения Императорского технического общества, и посылал корреспонденцию в другие издания, в том числе в английский «Engineering».

По окончании трехлетнего срока контракта с заводом он с радостью принял сделанное ему Русским обществом пароходства и торговли предложение вернуться на службу в качестве начальника объединенной технической части. Герасим Гречин должен был вступить в новую должность 1 августа 1906 года. Но ввиду стачек и беспорядков по настоянию дирекции ускорил свое вступление в должность.

С прямотой, ему свойственной, Гречин сейчас же заявил рабочим, что их поведение не может быть терпимо, и предложил им более цивилизованные способы выражать свои претензии. Предложение Гречина рабочие отклонили, мастерские были закрыты, а рабочие рассчитаны.

Городская администрация предупреждала Гречина, что ему грозит опасность, предлагала ему охрану, но, будучи убежденным в своей правоте, Герасим Лукич отклонил предложение городской администрации приставить к нему охрану и отказался указать зачинщиков беспорядков.

Утром 21 августа 1906 года Герасим Лукич по обыкновению вышел из своего дома на окраине города. Но не успел он пройти и трех кварталов, как два человека в синих рабочих рубахах застрелили его девятью выстрелами в упор. 

Память о Герасиме Лукиче Гре­чине хранится в нашей семье как наибольшая ценность. Ведь без памяти о прошлом невозможно справиться с невзгодами трудного настоящего. И как здесь не вспомнить о девизе самого Гречина – «Мужество, воля, труд и упорство!». Точный, как математическая формула, этот девиз первопроходцев науки со студенческих лет стал жизненным кредо забытого героя пароходной Одессы, которому он следовал до конца…

 

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті