Путь к «Вертикали»

Пятьдесят лет назад на Одесской киностудии режиссеры Станислав Говорухин и Борис Дуров начали съемки художественного фильма об альпинистах «Вертикаль». 

Картина повествует о том, как группа покорителей горных вершин под руководством опытного Виталия Ломова отправляется в Сванетию для восхождения на пик Ор-Тау. Четверо идут на вершину, а внизу, в лагере, остаются радист Володя и врач Лариса. Володя получает сообщение о приближении циклона и передает его группе, однако один из альпинистов скрывает эту важную информацию от своих спутников. Альпинисты достигают вершины, но при возвращении в базовый лагерь их настигает снегопад и гроза. Покорители оказываются в критической ситуации, но трагедии удается избежать благодаря мужеству спасателей и опыту самих спортсменов.

В «Вертикали» снимались Геннадий Воропаев, Маргарита Кошелева, Александр Фадеев, Георгий Кульбуша, Лариса Лужина. 

Отдельно стоит рассказать об участии в картине 26-летнего московского актера театра и кино, исполнителя авторских песен Владимира Высоцкого, сыгравшего роль радиста Володи. Так, в фильме прозвучали вскоре ставшие популярными «Песня о друге», «Свои обиды каждый человек…», «Вершина», «Баллада об альпийских стрелках» и «Прощание с горами».

– Фильм «Вертикаль» получил всесоюзную популярность во мно­гом благодаря песням и актерской игре Высоцкого, – говорит известный режиссер, ныне директор музея кино Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины Вадим Костроменко. – Немногим известно, что поначалу фильм должны были снимать выпускники Высших режиссерских курсов Николай Рашеев и Эрнест Мартиросян. И кто знает, попал бы Высоцкий в эту картину. Молодые режиссеры должны были создать фильм об альпинистах – людях, которые, по обывательскому представлению, без явной необходимости рискуют жизнью. А сценарий назывался «Мы – идиоты». Вот такой, можно сказать, «сырой» сценарий написал Сергей Тарасов в соавторстве с одним из предполагавшихся режиссеров Рашеевым. Но он, что называется, учудил уже при написании сценария. Он хотел, чтобы съемки были не как у всех, хотел одну из первых сцен восхождения на гору снимать в Москве… на Красной площади. По его версии, альпинисты должны были забивать клинья между булыжниками площади, и якобы ползти вверх по вертикальной стене. Конечно, начальству киностудии такой неадекватный вариант съемок не понравился. А фильм-то уже стоял в плане, было открыто финансирование. И тогда в спешно порядке были приглашены два других режиссера – Борис Дуров и Станислав Говорухин. Съемки начались в июле и проходили в Баксанском ущелье у подножья знаменитого Эльбруса.

Кстати, мое личное знакомство с Володей состоялось, когда он спустя пару лет снимался в картине «Белый взрыв». А впервые я увидел его именно в «Вертикали», но еще до выхода фильма на экраны страны. В просмотровом зале киностудии, который находится возле теперешнего одесского музея кино, худсовет просматривал картину. Для меня, как сотрудника киностудии, туда были открыты двери. Посмотрев фильм, я был очень впечатлен – не только качеством горных съемок и игрой актеров, но и песнями Высоцкого. Это были песни о горах и одновременно о человеке в горах. В них была заложена, можно сказать, философия восхождения человека – альпиниста и скалолаза. Почему он стремится вверх покорять вершины, почему он порой не хочет спускаться обратно, как пел Володя, оставляя в горах свое сердце.

А вот что вспоминал об одной из встреч с Высоцким в ходе съемок картины одессит боксер Игорь Михневский: 

– С Высоцким я виделся не раз, а первую встречу на Домбайской спортбазе в июле 1966 года запомнил очень хорошо. Владимир Семенович был в горах на съемках картины «Вертикаль», а я в составе молодежной тургруппы из Одессы приехал на спортбазу. Он с остальными киношниками также приходил на базу, и я помню, как он выделялся своим внешним видом. Он был мужественный, импозантный, с бородой, в спортивном костюме и все время носил с собой гитару.

Там собирались организованные и неорганизованные туристические группы. У нас было постоянное общение, которое выражалось в общих сборах компаний под открытым небом. Два вечера мы жили на базе, и оба вечера Высоцкий пел для всех собравшихся. Конечно, мы еще не знали песен, написанных для «Вертикали», но услышали много других. Звучали они по тем временам очень необычно и произвели на меня неизгладимое впечатление.

Добавим, что премьера первой советской «альпинистской» картины состоялась в июле 1967 года. 

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті