О борьбе за выживание и справедливость

Четверть века назад на телеэкранах СССР состоялась премьера четырехсерийного фильма Одесской киностудии «Морской волк».

Картина снята по одно­именному роману Джека Лон­дона, написанному в 1904 году. Автор сценария – режиссер Валерий Тодо­ровский («Стиляги», «Катафалк») – сын известного оператора и режиссера Петра Тодоровского («Военно-полевой роман», «Интердевочка», «Анкор, еще анкор!»).

Фильм режиссера Игоря Апасяна повествует о том, как известный литературный критик, житель Сан-Франциско Хэмфри Ван-Вейден (Андрей Руденский) отправляется на пароме проведать своего друга и в Тихом океане терпит кораблекрушение. Из воды его подбирает капитан промысловой шхуны «Призрак», которого все на борту зовут Волк Ларсен. Капитан оказывается жестоким тираном, ни во что не ставящим человеческую жизнь, готовым на многие злодеяния ради достижения своих целей. В ходе плавания экипаж «Призрака» спасает потерпевшую бедствие молодую женщину, поэтессу Мод Брустер (Елена Финогеева). С первого же взгляда Хэмфри влюбляется в Мод. Ван-Вейден и Мод решают бежать с «Призрака» и, захватив шлюпку с небольшим запасом продовольствия, покидают шхуну. Через несколько недель скитаний по океану герои находят сушу и высаживаются на небольшом островке. Покинуть остров они не могут и готовятся к долгой зимовке. Через некоторое время к острову прибивает разбитую шхуну. Это «Призрак», на борту которой находится оставшийся один и потерявший зрение Волк Ларсен. Затем у него отказывают все остальные чувства. Капитана разбивает паралич и он умирает. Мод и Хэмфри ценой невероятных усилий приводят «Призрак» в порядок и выходят в открытое море. В тот момент, когда Мод и Хэмфри наконец обнаруживают в океане спасительное судно, они признаются друг другу в любви.

В центре фильма – философские диалоги Хэмфри Ван-Вейдена с Волком Ларсеном, обнажающие двойственность человеческой природы – низость и благородство. На роль капитана режиссер пригласил литовского актера Любомираса Лауцявичуса, который именно после «Морского волка» получил известность. Кстати, в картине звучит не его голос (озвучивал актера Сергей Сазонтьев). В сериале снимались и другие ныне хорошо известные артисты. Одну из ролей (моряка шхуны) сыграл популярный сегодня актер Алексей Серебряков («Обитаемый остров», «Бандитский Петербург», «Штрафбат»). Также в роли моряка зрители увидели уже известного на тот момент Мартиньша Вилсонса, который прославился благодаря роли боксера Китсона в знаменитом фильме Алоиза Бренча «Мираж» (1983 год).

– Картину «Морской волк» снимали в 1991 году, когда Одесскую киностудию уже раздробили на части, – рассказал директор Музея кино Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины Вадим Костроменко. – Вся техническая база оказалась отдельным предприятием, а созданием кинопродукции занимались творческие объединения. 

Большую часть времени снимали на Дальнем Востоке. Такое было возможно, ведь с финансированием кино в советские годы больших проблем не возникало. Но все же заказчик давал денег ровно вдвое меньше, чем требовалось. Картина была очень затратной и затяжной по времени съемок. Тут и аренда судов, и экспедиция к побережью Тихого океана, и семнадцать актеров – настоящее кино, а не ситуация, как теперь часто видим, разыгранная в двух квартирах да на улицах современного города. Но так велико было желание сделать качественное кино, что Игорь Апасян умудрился уложиться в малые сметы. При этом часть съемок проходила в Одессе, на Черном море. Была приобретена небольшая шхуна. То есть все снято очень натурально, и актеры прекрасные. Этот кинорассказ о борьбе за выживание и справедливость удался на славу!

В картине звучала великолепная «мистическая» музыка Николая Корндорфа, который был композитором известного фильма «Десять негритят», снятого на Одесской киностудии в 1987 году.

Евгений НИЗОВ

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті