Когда экзаменует стихия

Каждый год зимой, когда ухудшается погода – усиливается мороз и выпадает снег, в области не обходится без серьезных дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и погибшими, длинных заторов на дорогах и жертв холода среди местного населения, а также среди сотрудников различных служб, участвующих в наведении порядка. Не стала исключением и нынешняя зима.

Еще 24 декабря на трассе Одесса – Киев, у поселка Знаменка, около 11 часов утра произошло масштабное ДТП с участием десяти автомобилей. Причиной его послужил тягач с полуприцепом, забуксовавший на скользком спуске-подъеме. В него один за другим врезались другой тягач, микроавтобус «Volkswagen T4», грузовик…

По информации сайта «Новости-N», за рулем микроавтобуса «Volkswagen T4» был депутат Первомайской городской рады от БПП Григорий Телятник, который получил тяжелые травмы и был госпитализирован в Ивановскую ЦРБ. В результате ДТП погибла его мать. Данная авария привела к образованию пробки длиной в 20 километров. 

В первых числах января эпицентром таящего серьезную опасность белого плена стала трасса Одесса – Рени.

Шестого января между Спасским и Татарбунарами снежные заносы остановили полтора десятка автомобилей. Об этом «Бессарабии-INFORM» сообщил председатель Килийской райрады Павел Бойченко. 

Из-за ухудшающихся погодных условий люди с детьми были вынуждены прятаться в салонах авто. Сотрудники ГСЧС сообщение о беде приняли (в автомобилях заканчивалось топливо, да и запасов еды у пассажиров не было), но ничего конкретного о том, когда придет помощь, не сказали. 

В это время на окраине Татарбунар стоял трактор, водитель которого мог добраться до застрявших в снегу машин. Но он заявил, что может работать только на территории своего населенного пункта, то есть Татарбунар.

Немногочисленная техника подрядчика, обязанного ликвидировать последствия стихии, оказалась совершенно не готовой к работе – вместо тосола в радиаторы залили воду, что совершенно недопустимо при сильном морозе. 

На третьи сутки, понимая, что помощи ждать попросту неоткуда, водители сами занялись организацией расчистки дороги Татарбунары – Спасское. Они договорились с водителем уже упомянутого трактора, докупили недостающую деталь для обеспечения нормальной работы транспортного средства. Но трактор еще надо было нормально заправить. Подрядная организация сделала это только после скандала. Да и после этого на расчистку дороги трактор отправился не сразу. 

И сегодня заложники той ситуации задают вполне резонный вопрос: как такой непрофессиональный подрядчик выиграл тендер на обслуживание дорог в районе?  

7 января в снежном плену между селами Новоселовка Килийского и Холмское Арцизского районов оставались порядка 30 автомобилей. Среди пассажиров были дети, пожилые и больные люди. 

Оказавшиеся в плену люди сообщали, что находятся на грани жизни и смерти. Обращения к руководителям окрестных районов и спасательных служб ни к чему не привели. Пострадавшим пришлось ждать, когда до них доберется военная техника из Белгорода-Днестровского и гуманитарная помощь из Измаила. 

Восьмого января во время работ по расчистке снега на трассе Одесса – Рени у села Спасское от переохлаждения умер работник дорожной службы из Измаила. Из-за заносов его тело не сразу смогли доставить в райцентр. Тогда же обморожение обеих рук получил сотрудник ГСЧС. Об этом сообщила «Думская».

 ♦Зима приходит и выигрывает

Зная, что каждый год экзамен, поставленный зимними непогодами, приводит к человеческим жертвам и пострадавшим на территории области, представители общественности обратились к до недавнего времени исполняющей обязанности главы ОГА Соломии Бобровской с просьбой создать рабочую группу, которая проверит готовность подразделений и подрядных организаций Службы автодорог в Одесской области к работе в зимний период 2016-2017 гг. 

Чиновница, судя по всему, долго думала, так как подписала такое поручение не сразу – только 14 декабря 2016 года, когда, как говорится, снежная зима была уже на пороге.  

Руководителем группы стал начальник управления по вопросам ЧС и оборонной работы ОГА Сергей Помазан, его заместителем – директор департамента развития инфраструктуры и ЖКХ ОГА Владимир Левицкий. В состав группы вошли член ОО «Антикоррупционное движение Юга» Владимир Букач, представитель БФ «Международная организация поддержки Украины» Сергей Галдин, главный государственный аудитор Южного офиса государственной аудиторской службы Украины Вячеслав Гук, член общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы «Полиция общественной безопасности» Петр Канарян, заместитель прокурора области Юрий Кичук, а также представители СБУ, Нацполиции, Службы автодорог в Одесской области, сотрудники департаментов ОГА.    

Всего через два дня после подписания поручения о создании рабочей группы была проведена масштабная проверка дорог по маршруту Одесса – Знаменка – Ширяево – Ананьев – Балта – Подольск – Окны – Захарьевка. В поле зрения проверяющих попали международные автодороги М-05 «Киев – Одесса», М-13 «Кировоград – Платоново (на Кишинев)»; региональные трассы Р-33 «Винница – Турбов – Гайсин – Бал­та – Великая Михайловка – /М-16/», Р-75 «КПП «Тимково» – Бал­та – Первомайск – Доманевка – Александровка» на территориальной автодороге Т16-14 «КПП «Йосиповка» – Захарьевка – Ширяево – /М-05/» в границах Одесской области. Проверке подлежали также генподрядные организации, ответственные за надлежащее содержание указанных дорог, – ГП «Облавтодор» и ООО «Березовкаагродорстрой». 

То, что было выявлено, не оставляло никаких сомнений: борьба со снежными заносами будет полностью проиграна.

Так, в филиале Знаменской ДЭД ДП «Облавтодор» отсутствовал материальный резерв в виде 68 тонн технической соли, переданный на хранение в соответствие с распоряжением председателя ОГА от 3 марта 2016 года. Не оказалось в наличии и техники ООО «Березовкаагродорстрой», предназначенной для расчистки автодорог в Ананьевском, Балтском, Окнянском районах.   

Службой автодорог в Одесской области был заявлен резерв горюче-смазочных материалов, соли, песка, песчано-солевой смеси. Он должен храниться в генподрядных организациях, однако резервные объемы существенно отличались от фактических. 

Например, в Ананьевском районе (ООО «Березовкаагродорстрой») вместо учетных 7400 тонн песчано-солевой смеси в наличии было всего две тонны песка! Вместо двух тонн ГСМ – тонна. 

В Ширяевском районе (филиал Ширяевской ДЭД ДП «Облавтодор») запас горюче-смазочных материалов отсутствовал, а количество песчано-солевой смеси, по визуальной оценке, было меньше 500 тонн. 

Рабочая группа установила: автодороги Р-33, Р-75, Т16-14 и частично М-13 в границах Одесской области (ООО «Березовкаагродорстрой») вообще не обслуживаются, что приводит к возникновению аварийных ситуаций. 

Так, из-за гололеда в районе села Агафиевка Любашевского района 

15 декабря 2016 года, в 16.27 не смогли въехать на подъем два грузовых авто. Дорожная машина приехала на место происшествия лишь в 13.00 на следующий день после вмешательства членов рабочей группы. Кроме того, было установлено: данная дорожная машина принадлежит филиалу Ананьевской ДЭД ДП «Облавтодор», хотя дорогу обслуживает и содержит за государственные средства коммерческая подрядная организация ООО «Березовкаагродорстрой». Значит, именно ее техника должна была вызволять застрявшие грузовики, но не сделала этого. 

 ♦Кто виноват и что делать?

Вывод был однозначным: дороги области не готовы к зиме. Члены рабочей группы предложили Службе автодорог в Одесской области провести служебное расследование в части выполнения генподрядными организациями договорных обязательств. И по его результатам принять соответствующие управленческие и кадровые решения. 

Что касается ООО «Березовка­агродорстрой», то с этой организацией уже сегодня необходимо разрывать договор. Но, наверное, делать это лучше все-таки после завершения служебного расследования. 

Рабочая группа рекомендовала управлению по вопросам ЧС и оборонной работы ОГА подготовить информационные листы о выявленных нарушениях и направить их в прокуратуру Одесской области и ГУ Нацполиции в Одесской области. 

ООО «СК Автострой» рекомендовано заключить с ГУ ГСЧС Украины в Одесской области договор о дополнительном привлечении специальной инженерной техники для расчистки автодорог от снежных заносов. А генпорядным организациям – соглашения с подразделениями ВСУ и фермерскими хозяйствами, которые имеют тяжелую инженерную технику.

В заключение хотелось бы высказать сомнение, насколько объективным окажется служебное расследование, если его действительно проведут в Службе автодорог в Одесской области. Скорее всего, свои огрехи и просчеты там постараются в очередной раз скрыть. На реальное понимание того, что происходило при подготовке к зиме, можно скорее рассчитывать по результатам работы прокуратуры и Нацполиции. Но работы дотошной и кропотливой. 

Кроме того, не снимается с повестки дня, пожалуй, один из самых главных вопросов – о координации действий. Ведь в условиях децентрализации и создания объединенных территориальных громад, когда приобретается техника для нужд конкретных ОТГ, надо четко прописывать условия участия каждой территории в ликвидации последствий снежных заносов. В противном случае дороги будут расчищаться по кусочкам, только у определенных населенных пунктов, к которым приписана техника, а в масштабах области так и не удастся научиться эффективно бороться с последствиями стихии, чтобы избежать различных неприятностей и более того – человеческих жертв.   

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті