Не только в педагогах дело

После презентации украинского перевода книги Кена Робинсона «Школа будущего», недавно прошедшей в одесском центре социальных инициатив «Impact Hub», состоялась дискуссия, посвященная проблемам среднего образования. В ней участвовали более ста человек, в том числе родители школьников и учителя.

Я рассматривала мнения собеседников с точки зрения человека, окончившего школу всего два года назад. 

Первое, что обращало на себя внимание, – никто не доволен нынешней общеобразовательной системой. Более того, к ее устоявшимся формам в целом отношение скептическое. Все большую популярность приобретают домашнее обучение и альтернативные школы. Распространено мнение, что традиционное преподавание губит ребенка и его способности. Я согласна, что учителя обычной школы вряд ли смогут в полной мере раскрыть потенциал воспитанника, его таланты. И первое, что представляется целесообразным в данной ситуации, – это индивидуализация обучения. Но в какой степени такой подход реализуем? Ведь в последнее время мы наблюдаем прямо противоположную тенденцию – к стандартизации образования: у нас единые учебные планы и единые экзамены, а по окончании 11 классов всем придется сдавать ВНО, одинаковое для всей страны. В вузе же мы снова придем к стандартизации, обусловленной требованиями осваиваемой профессии. 

И все же попытки индивидуализировать образование делаются. Увидеть их последствия можно на примере альтернативных школ. К негативу можно отнести те случаи, когда дети отстают от общеобязательной учебной программы и в итоге вынуждены наверстывать упущенное ввиду предстоящих экзаменов. Но есть и другие примеры. Мне довелось учиться по обмену в альтернативной вальдорфской школе в Европе. Там есть, например, такие предметы, как садоводство или ритмика. Но математика, история и физика преподаются традиционно и в полной мере, с теми же домашними заданиями и контрольными работами. 

У нас некоторые школы зашли в новшествах настолько далеко, что дети уже сами путем голосования выбирают себе учителей. Стоит ли говорить, что ребенок едва ли способен рационально и взвешенно подойти к такому выбору… 

Популярным становится и домашнее образование – как более эффективное и, уж конечно, вполне индивидуальное. Но ведь школа – это не только знания. Это еще и общение, друзья, первые симпатии и переживания. Стоит ли лишать ребенка всего этого, оставлять его без опыта коммуникации, решения конфликтов, обмена мнениями, обретения единомышленников и друзей, одним словом – социализации. Выходит, родители ратуют за школу, дающую актуальные знания, нужные для жизни, – и сами же лишают ребенка возможности их получить. 

Мысль о ненужности домашних заданий также вызывает у меня возражения. Неужели ученик должен читать произведения литературы в классе? И разве никто из учащихся не нуждается в практике решения задач по математике, закреплении услышанного на уроке материала и выработке навыка самообразования? Позже, в вузе, где большая часть программы выносится на самостоятельное рассмотрение, станет очевидным, насколько важно было научиться самостоятельно разбираться в конспектах и выполнять домашнее задание. Это я, как нынешняя студентка, понимаю прекрасно.

Радует, что сегодня все больше и больше учителей разрабатывают новые методики, применяют смешанное обучение, по-новому смотрят на школу. Но самой большой проблемой остается мотивация ученика. Некоторые школьники просто не хотят учиться. И тут уже вопрос не только к учителям, но и к родителям. Ведь именно они имеют огромное влияние на своего ребенка, создают ту атмосферу, в которой он живет. Кому захочется идти в школу, которую ежедневно критикуют и воспринимают как среду отбывания повинности? 

Тут важно объединить усилия педагогов и родителей.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті