Зачем им ваза?

Уважение к праху усопших может показаться кому-то пережитком прошлого, поклонением некоему фетишу. Ведь оскорбить покойного надругательством над могилой невозможно. Но это лишь на первый взгляд. Человек жив до тех пор, пока мы о нем помним, пока сверяем с ним свои чаяния и поступки. Акты вандализма по отношению к местам захоронений оскорбляют ныне живущих. И особенно больно, когда разорение надгробий превращается в доходный бизнес. Два материала, которые мы предлагаем читателям, свидетельствуют о том, что проблема уважения к ближним своим стала системной. Решать ее нужно немедля, чтобы в будущем историки именовали наше время веком достоинства, а не веком нравственного падения.

Все мы смертны. И потому еще живущие под солнцем стараются хранить в сердцах память о тех, кто по воле рока ушел в вечность. Те, кто потерял близких, ставят на могилах усопших ритуальные знаки, кресты, памятники. За металлическими оградками сооружают столики, скамейки, высаживают туи, березки, цветущие кустарники. И как же горько бывает, когда, придя на кладбище, они видят, что плод их душевного порыва, скорбных и в то же время светлых чувств осквернен вандалами, нравственными уродами, для которых нет ничего святого. Пришлось и мне испытать горесть от подлости моральных недорослей – на Западном кладбище, где покоится прах моей супруги и ее мамы. Неизвестные лица (как принято говорить в криминальных отчетах) пытались вывернуть металлический столик и дверку в ограде, но только повредили их. А вот вазу с надгробия сняли, хотя она была посажена на цемент и стержень.

***

– Зачем им ваза? Ну, ладно, металл они куда-то сбывают, а ее-то куда применят? – задал я вопрос работнику кладбища.

Он сочувственно вздохнул и объяснил:

– Да как говорят, свои же и покупают. Подходит ворюга к тем, кто обухаживает могилу, и предлагает вазу. А легенда у него одна: заказчик отказался и я предлагаю дешевле, чем по оформлению. Находятся люди, которые покупают, заведомо совершая грех. Ведь если поразмыслить, не трудно догадаться, что сделка противоречит как формальным, так и неписаным человеческим законам.

– Так вывесьте при въезде объявление, чтобы у частных лиц не покупали.

В ответ молчание, а затем резюме:

– Надо было инициалы на вазе написать, недорого – по пятнадцать гривень за букву. Такие они не трогают.

– А почему же мне не сказали этого, когда оформляли заказ?

В ответ молчание. А на вопрос, почему вандалы творят свои дела безнаказанно, ответ был обобщающий:

– Вы же видите, какая у нас охрана, а кладбище – во-о-он какое, – в это время охранник опустил, не помню точно – кажется, трос, натянутый между столбами, и, получив две гривни, пропустил машину на кладбище.

Полагаю, и вышеизложенного достаточно для повода подумать о том, а кто хозяин на кладбище, каким он должен быть и за что отвечать. Подумать в дань уважения к тем, кого с нами уже нет, и презрения к тому, кто оскверняет нашу светлую память о родных, близких и друзьях. Полагаю, что специфический кладбищенский криминал не должен выпадать из поля зрения правоохранителей.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті