Верить и действовать

В медицинских картах детей все чаще встречается диагноз «аутизм». Родители далеко не всегда могут сразу принять диагноз и теряют драгоценное время в ожидании чуда. А общество зачастую не готово проявить понимание и поддержку. Эти проблемы комментирует практикующий психолог Ксения Черных-Лупан.

– Ксения, что такое аутизм?

– Ранний детский аутизм – это группа заболеваний, характеризующихся задержкой формирования речевых навыков, проблемами в общении и наличием ряда стереотипных привычек. Клинически аутизм очень разнороден, к нему относят и детский аутизм, и атипичный аутизм, и синдром Аспергера... Однако с чисто практической точки зрения в коррекционной работе с детьми с различными формами аутистических расстройств есть немало общего. Какой-либо единой теории о происхождении аутизма в настоящее время не существует. 

– Как распознать аутизм у ребенка? 

– Обычно такого ребенка характеризуют как «погруженного в себя, не смотрящего в глаза и не идущего на контакт». Однако я полагаю, что портрет аутичного ребенка гораздо многограннее. И он не обязательно включает в себя все вышеуказанные характеристики. Аутичные дети действительно испытывают сложности в контактах с окружающими, поэтому они могут выглядеть не особо дружелюбными и быстро уставать от общения. Ребенок создает впечатление избалованного или непослушного, часто не исполняет просьб, не реагирует на прямые обращения, мало использует речь и жесты для коммуникации, когда ему что-то нужно, он может лишь подвести другого человека за руку и подтолкнуть взрослого в направлении интересующего его предмета. Даже при обучении в игровой форме возникают сложности, ребенок расстраивается и порой ведет себя довольно резко. Он может остро реагировать на запахи, прикосновения, звуки, некоторые пищевые продукты. Это лишь часть возможных симптомов аутизма, степень выраженности которого может отличаться в каждом конкретном случае.

 – С какими трудностями сталкиваются родители при воспитании аутистов?

– Трудностей, к сожалению, немало. Одна из них заключается в том, что осознание всей тяжести положения ребенка зачастую наступает внезапно. Особенности поведения и развития воспринимают как особенности характера: «а у нас дедушка тоже был такой неразговорчивый», «тетя заговорила в пять лет». Бывает, и специалисты нередко уверяют, что ничего необычного не происходит. Когда же ставится диагноз, семья переживает тяжелейший стресс. Нередко сразу же предлагают оформить инвалидность или поместить ребенка в специальный интернат. В нашей стране отсутствует система помощи аутичным детям, а поиск специалиста, который возьмется работать с таким ребенком, занимает массу времени. Порой приходится не только далеко ездить, но и месяцами ждать очереди на консультацию. Отсутствие общедоступной информации об аутизме вызывает недоброжелательную, а порой и агрессивную реакцию окружающих. Да и самим родителям порой трудно объяснить поведение своего ребенка.

– Что вы посоветуете родителям, которые, находясь в начале пути, растерялись и не могут найти способов решения проблемы? Как справиться с паникой, страхом? Куда бежать и с чего начать?

– Страх, паника, растерянность – вполне закономерные реакции в данном случае. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации и составить план действий, понадобится время. Найдите его, чтобы ответить на следующие вопросы: где вы можете получить поддержку и новые силы? чем вы сейчас занимаетесь? вам нужно поплакать? пожаловаться? покричать? вы нуждаетесь в помощи, но не знаете, как о ней попросить? Помните: чтобы наилучшим образом позаботиться о своем ребенке, вы должны сначала позаботиться о себе. И несколько коротких рекомендаций:

 Поговорите с кем-нибудь о вашей ситуации. Кто-то, кто будет просто слушать без осуждения, уже поддержит вас.

 Начните терапию ребенка. Даже само начало может помочь вам, ведь вы уже что-то предприняли и действуете. Пока вашим ребенком занимается специалист, вы можете восстановить собственные силы.

 Найдите время для себя и проведите его с пользой. Если вы чувствуете вину за такую передышку, то напомните себе, что попросту восстанавливаете силы, чтобы сделать больше.

– Расскажите о методиках коррекции поведения и адаптации ребенка-аутиста в социуме.

– Существует немало видов коррекционной терапии: АВА, сенсорная интеграция, эрготерапия, арт-терапия, игровая терапия, различные виды психотерапии. Эффективность социальной адаптации зависит от клинической формы и от организации и своевременности социальной помощи. Выбор метода коррекции остается за вречом. 

– Какие практические советы вы могли бы дать родителям?

 Не ищите «волшебную пилюлю», которая окажет мгновенный эффект. Будьте готовы к тому, что путь вам предстоит долгий.

 Постарайтесь начать работу с ребенком как можно раньше. Ранняя реабилитация положительно отразится на качестве жизни вашего ребенка в будущем. Важно иметь четкий план, которому вы будете следовать.

 Будьте в контакте с реальностью, не верьте в слишком оптимистичные или слишком пессимистичные прогнозы.

 Фиксируйте все, что делаете с ребенком, это поможет вам увидеть даже минимальные изменения, которые вселят в вас уверенность и настроят на больший результат.

 «Принимать его таким как есть и не мучить диетами и занятиями» – плохой совет. Занимайтесь ребенком и его реабилитацией, продолжая любить и принимать. Одно другому не противоречит.

 Общайтесь с родителями со схожей ситуацией, обменивайтесь информацией, опытом. 

 Не теряйте оптимизма и не думайте, что во всем виноваты именно вы. Чувство вины разрушительно и бесполезно. Ваша главная задача – принять ситуацию и действовать на благо своей семьи. 

 Ваши физическое здоровье и душевные силы – то, что вы можете дать своему ребенку в первую очередь. Помните, что забота о себе – ваша первоочередная задача. 

Помните, что аутизм не приговор, это просто иной путь развития. Вам придется измениться и изменить свою жизнь. Но это не перемены к худшему. Есть огромное количество семей с такими же проблемами, и многие из них уже добились прекрасных результатов. Даже в периоды отчаяния знайте: это временный упадок сил, вспомните, с чего вы начинали, и двигайтесь вперед. Ни одна счастливая история не основывалась на принципе «перерастет» или «все само пройдет». Все ваши усилия найдут отражение в жизни и развитии вашего ребенка. Главное – верить и действовать!

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті