Победители вопреки

На прошлой неделе в Одессе в десятый раз прошла церемония награждения победителей и номинантов Национального морского рейтинга Украины, организатором которого является издательство «Порты Украины».

♦Тон задает Николаев

Как и в прошлые годы, победители большинства номинаций (всего их двадцать) определялись по результатам рейтингов, составленных на основе таких показателей работы предприятий и компаний, как объем перевалки грузов, строительство новых причалов, темпы экономического роста, обновление флота и других.

Победителей номинаций «Достижение года» и «Человек года на водном транспорте» в этот раз назвали 84 эксперта из числа руководителей предприятий и ведущих специалистов отрасли.

Главным достижением 2016 года на морском транспорте Украины по единодушному мнению стал ввод в эксплуатацию в Николаевском морском порту двух мощных зерновых и масличных терминалов, построенных на средства американских и китайских инвесторов, – «Bunge-Украина» мощностью 4 миллиона тонн (объем инвестиций – 250 миллионов долларов) и  «COFCO Agri» с годовой мощностью 2,5 млн тонн, в который инвестировано 75 млн долларов. Руководители этих компаний – Дмитрий Горшунов и Владимир Осадчук, а также почетный председатель наблюдательного совета Николаевского порта Василий Капацына – инициатор и организатор этих масштабных проектов – были удостоены Памятных знаков. Это две самые крупные инвестиции  не только в морской отрасли, но и во всей отечественной экономике и  эффективный пример государственно-частного партнерства в Украине. 

По словам  Василия Капа­цыны, ставшего также победителем и в номинации «Человек года на водном транспорте», строительство таких крупных терминалов, как «Bunge-Украина» и «COFCO Agri»,  далось нелегко:

«По сути это была ежедневная борьба с украинскими чиновниками, прокурорами, проверяющими. Но зато теперь у нашего города есть красавец завод, терминалы, а главное – мы вернули Николаеву славу крупнейшего порта страны по перевалке зерна. 

Неудачи и  провалы года

Не обошли профессионалы отрасли и «острые углы», отметив, что  сегодня в портах  на руководящие должности назначаются люди некомпетентные, не имеющие к морской отрасли никакого отношения.

Собственно, и эксперты  Национального морского рейтинга, отмечая самые серьезные отраслевые неудачи и беды 2016 года, первую строчку рейтинга в номинации «Неудачи года» обозначили как «неэффективное управление отраслью и отсутствие реформ». Чаще всего упоминались такие регрессивные моменты, как «имитация реформ руководителями Мининфраструктуры на фоне полной остановки реформирования», «отсутствие разгосударствления и притока частных инвестиций в морскую отрасль», «полное отсутствие государственной концепции развития морского транспорта и судоходства», «деградация управленческой вертикали», «провал инфраструктурного пакета законов». Если вкратце, то самым большим разочарованием 2016 года стали «непрофессионализм и полная бесхребетность отраслевого министерства». Второе и третье места в номинации «антидостижений» заняли «кадровая чехарда и утрата профессионализма» (22 голоса) и «неправомерное вмешательство», «наезды» силовиков на предприятия отрасли» (8 голосов).

Свежим взглядом

О своем видении путей  выхода отрасли из кризиса рассказал, поделившись, можно сказать, свежим  взглядом со стороны, Райвис Вецкаганс, и.о. председателя Администрации морских портов Украины:

«В Украине я уже два с половиной месяца, и у меня сложилось определенное мнение по сегодняшней ситуации в портовой отрасли страны. Администрациям портов нужно совершенствовать работу с клиентами по привлечению грузопотоков, чтобы улучшать условия  для производственной деятельности стивидорных компаний как равноправных партнеров морских портов. Нужны условия, которые будут приемлемы для экспортеров/импортеров независимо от того, где они будут переваливать свои грузы – в Одессе, Николаеве или Усть-Дунайске. Тогда и начнут расти грузопотоки». 

«Не благодаря, а вопреки»

Открывая церемонию награждения, директор издательства «Порты Украины» Константин Ильницкий  отметил, что рейтинг является своего рода зеркалом достижений портов. С этим, конечно, трудно не согласиться. Но в то же время доминирующей  в выступлениях победителей и номинантов рейтинга  была мысль о том, что и те немногие, хотя и весомые успехи достигнуты через мытарства, многочисленные препоны и искусственно создаваемые трудности.

Создается впечатление, что стране не нужна развитая морская отрасль, и делается все для усложнения  работы ее локомотива – портов, а в золотовалютных поступлениях страна не нуждается. И двигаемся мы вперед «не благодаря, а вопреки».

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті