Путь, продиктованный жизнью

Одесса всегда была открыта внешним влияниям. Контакты были необходимостью, логичным модусом существования четвертого города империи. От этого выигрывала экономика, благодаря этому развивалась культура. При градоначальнике де Ришелье здесь было не менее семи консульств, а при генерал-губернаторе Строганове, в 1863 году, – уже 9 генеральных консулов, 17 консулов и 17 вице-консулов. Они представляли Грецию, Турцию, Испанию, Австрию, Францию, Великобританию, Пруссию, Швейцарию, Швецию, Сардинию, США, Бразилию и другие страны.

Влияние иностранных инвестиций и предпринимателей-иностранцев на динамику экономических процессов на юго-западе Украины начиная со второй половины XIX века и до Первой мировой войны – один из важнейших, но мало изу­ченных вопросов отечественной истории. Инвестирование промышленности иностранным капиталом явилось не только фактором, повлекшим за собой значительные изменения в социально-экономической жизни Одессы, но и темой политических дискуссий, замешанных на предрассудках сторонников экономического изоляционизма. Иностранные инвестиции и контакт с европейскими предпринимателями обеспечили этой территории последовательную интеграцию в мировую экономическую систему. В период перед революцией семнадцатого года в Одессе было аккредитовано уже до 25 зарубежных консульств. К концу девятнадцатого века из 27 акционерных обществ, действовавших в городе, восемь были иностранные – с основным капиталом в 14,7 млн руб. Еще пример: единственный в Российской империи иностранный филиал французского банка «Лионский кредит» был открыт именно здесь.

К концу девятнадцатого – началу двадцатого века Одесса стала не только третьим в империи городом по численности, но и вторым по объему перевалки экспорта. Свыше 500 промышленных предприятий, работавших в сотне видов производств, ежегодно выпускали продукцию на 60 миллионов рублей. Доля иностранного капитала составляла при этом около 20%. 

После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. изменения происходят и в придунайских землях, Измаил снова переходит в состав Российской империи. И Придунавье постепенно втягивается в орбиту капиталистической экономики. Развернул работу Измаильский порт. Положительно на развитие этих земель повлияло профинансированное французскими банкирами строительство 305-километровой Бендеро-Галацкой железной дороги в 1877 году. Бельгийские и немецкие компании активно размещали свои капиталы в мукомольную промышленность края. В 1903 году было основано Русское Дунайское пароходство. 

Заслуживает пристального внимания и изучение истории германских инвестиций и деятельности немецких предпринимателей на Одесщине. Немцы, внедряясь в горнодобывающую отрасль Донбасса, прочно обосновались и в центрах сбыта сырья – портах Одессы и Николаева, что способствовало созданию единой инфраструктуры. Как писал историк Э.Г. Плесской-Зебольд в своей монографии «Одесские немцы: 1803-1920 годы», «общий объем германских инвестиций в базовые отрасли юга Украины составили, по приблизительным подсчетам, около 10,5 млн рублей». Также в Одессе проживала многочисленная немецкая диаспора – люди, в своей основной массе высокообразованные и профессионально подготовленные. Это во многом решало проблему кадров. 

Благоприятно отразилось на развитии Одессы и сотрудничество с  Бельгийским обществом. В 1910 году в городе была пущена первая линия электрического трамвая, который был отдан в концессию бельгийским предпринимателям.  

В пользу европейской ориентации говорят и географическое расположение, и тот выбор, который Одесса сделала в начале 2014 года в результате Революции Достоинства. Потребности в инвестициях на Одесщине очень велики. Ведь развитие экономики на местном ресурсе – без активного привлечения иностранных инвестиций – возможно лишь в теории, при условии решения таких накопившихся в государстве проблем, как монополизм, низкая эффективность производства и других из того же ряда. Но и такой рост был бы гораздо менее выраженным, чем в случае выбора модели, основанной на развитых рынках капитала. Опыт европейских государств показывает четкую взаимосвязь между динамикой прямых иностранных инвестиций и ростом ВВП. 

Даже самые настойчивые усилия отдельных предпринимателей не способны кардинально изменить ситуацию, если не будет благоприятного инвестиционного климата. И именно задача по его созданию должна стать одной из приоритетных в деятельности Одесской областной государственной администрации. 

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті