Морвокзал в ожидании перемен

Много лет назад первый директор музея Одесского морского порта Николай Григорьевич Глеб-Кошанский сказал мне: «Хотелось бы когда-то увидеть здание морского вокзала не типовым, ничем не отличающимся от других аналогичных строений, а соответствующим в своих архитектурных особенностях духу нашего города. Чтобы были в нем элементы, напоминающие об истории, об отцах-основателях Одессы, а также узнаваемые атрибуты современного города». 

Говорил он об этом на борту старой «кометы», которая была установлена примерно в ста метрах от морвокзала и превращена в уютное кафе-клуб. Николай Григорьевич любил это место, так как считал, что здесь предпринята интересная попытка придать особые, запоминающиеся черты площади у здания морского вокзала. 

Вспомнила об этом в связи с объявленным администрацией Одесского морского порта конкурсом на оптимальное дизайнерское и архитектурно-художественное решение открытой территории пассажирского комплекса, функциональное зонирование и благоустройство общественного пространства. 

На моей памяти подобный конкурс объявлен впервые, и потому весьма интересным представляется его финальный результат. 

По условиям конкурса, архитектурно-дизайнерская концепция должна предусматривать спортивные сооружения, зоны отдыха и развлечений, кафе и рестораны, торговые точки, зеленые зоны, панорамные площадки.

Архитекторы и дизайнеры – как работающие индивидуально, так и в составе творческих коллективов, строительные компании, студенты профильных вузов вправе подать свои проекты до 10 мая этого года. 22 мая откроется выставка представленных концепций, на которой свое мнение об идеях проектировщиков смогут высказать неравнодушные одесситы. А уже 11 июня жюри назовет победителей.

Премиальный фонд конкурса составляет 60 тысяч гривень (I место – 30 тысяч, II – 20, III – 10 тысяч). Его условия не исключают, что за уникальное дизайнерское решение жюри может быть присуждена одна премия в размере всего призового фонда. 

Стоит отметить, что поиск новых образов и обустройство вокзалов – в первую очередь железнодорожных, а затем уже и морских, – идет по всему миру. 

Например, в Гонконге в новом здании морвокзала дневное освещение будет преимущественно природным, а не искусственным. На крыше терминала расположится парк, где пассажиры смогут отлично провести время в ожидании своего рейса на природе с видом на бесконечные морские просторы – вместо того, чтобы томиться в обычном закрытом зале ожидания, как в других портах. Кроме того, тут будут использоваться системы сбора и очистки дождевой воды для нужд комплекса, а также получения электроэнергии из возобновляемых источников.

В испанской Уэльве решили использовать особенности приморского города на железнодорожном вокзале. Особая форма здания улавливает морской бриз и тем самым насыщает воздух внутри помещения свежестью соли и йода.

На вокзале Саузерн-Кросс в Мельбурне (Австралия) крыша сделана в форме волны. И она не только эффектно выглядит, но и выполняет важную функцию вентиляции и очистки воздуха от выхлопных газов.

Аточа – крупнейший железнодорожный узел Мадрида и всей Испании. В переводе «аточа» означает испанский дрок, низкорослый кустарник с мелкими желтыми цветами. В центре современной станции располагается своеобразный зимний сад с пальмами и другими тропическими растениями, на фоне которых обожают фотографироваться туристы. 

В общем, нашим дизайнерам и архитекторам есть над чем поработать. Пространство внутри вокзала и вокруг него дает большой простор фантазии и выдумке. Будем надеяться, что на выставке конкурсных работ нас ждут приятные открытия, благодаря которым морвокзал начнет новый этап своего развития.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті