Выжить и не сдать позиции

Обладая развитой транспортной отраслью, наша страна просто обязана иметь и сильную транспортную медицину, считает директор ГП «Украинский НИИ медицины транспорта Минздрава Украины», доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины Анатолий ГОЖЕНКО. Анатолий Иванович согласился ответить на вопросы «ОВ».

– Не секрет, что многие одесские НИИ за последние двадцать лет прекратили свое существование. Какова ситуация в вашем институте?

– К счастью, нам удалось избежать кадровых потерь и за последние тринадцать лет в три раза увеличить численность своих сотрудников – с 40 человек до 120-140. Появились филиалы в Херсоне, Николаеве, Киеве и Виннице. Но сегодня институт, как и другие научные учреждения страны, находится в сложном экономическом положении и борется за свое выживание. Материально-техническая база, если учесть, что по нормативам оборудование положено менять хотя бы каждые десять лет, находится, увы, в бедственном состоянии. А три года назад, с началом процесса ликвидации санитарно-эпидемиологической службы, мы вынуждены были свернуть ряд научных программ.

– За счет чего же институту удается выживать?

– За счет активности, интеллекта, подвижничества и огромного желания сохранить институт и его кадры. За тринадцать лет у нас  защитились семь докторов наук и более двух десятков кандидатов наук. Сегодня мы ежегодно выпускаем 110-130 научных работ, порядка десяти изобретений, издаем от двух до пяти-шести монографий. И все это на общественных началах и по инициативе наших сотрудников.

В институте выходят три научных журнала – «Актуальные проблемы медицины транспорта», «Вестник морской медицины» и «Вода. Гигиена и экология». Все они аккредитованы государственной комиссией. У нас налажено сотрудничество с польскими коллегами. В Быдгоще выходит совместный журнал, на базе нашего НИИ создаем украинско-польский образовательный центр.

Наш институт является в Украине лидером по исследованиям, проводимым по СПИДу, – по этой теме защищены две докторские диссертации, две кандидатские, еще две на стадии завершения.  

Есть достижения и по профилактике гриппа. Разработаны новая технология и лабораторное производство противовирусного препарата. И с 2010 года мы пытаемся пробить его использование в практике. В мае прошлого года я в очередной раз выступал на заседании в Минздраве, предлагая, чтобы государство совместно с институтом применяло наши препараты. Прошел год, но чиновники ведомства по-прежнему молчат.

Одно из новых направлений, которое активно осваивает институт, – нейрофизиология. Нами разработана технология лечения аутизма, депрессии. Успешно используем нейрофизиологические методы при реабилитации постинсультных больных, а заведующий лабораторией  Павел Геннадьевич Зубов – сегодня один из ведущих нейрофизиологов Украины.  

– При том что морской транспорт утратил в Украине свою былую мощь, каковы сейчас основные направления ваших научных исследований?

– Здесь, надо откровенно признать, ситуация достаточно сложная, прежде всего в плане практической востребованности и реализации наших наработок. Сегодня основное направление работы – профессиональный медико-психологический отбор и реабилитация работников транспорта. К примеру, уже на протяжении более десяти лет мы проводим у себя реабилитацию пожарных, работающих в системе Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям. 

Институт занимает ведущие в стране позиции в сфере изучения гигиены и токсикологии. Речь идет прежде всего о токсикологии полимерных материалов и тяжелых металлов. Сотрудники отдела токсикологии под руководством доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники Украины  Леонида Моисеевича Шафрана готовят к изданию книгу об оценке гигиенических характеристик материалов, используемых в строительстве.

Доктор медицинских наук, руководитель Центра гигиены и токсикологии опасных грузов Евгений  Петрович Белобров занимается разработкой мер профилактики при фумигации грузов и оказании медицинской помощи. 

– Почему все же нет достаточного спроса на разработки института?  

– Вся беда в том, что раньше мы работали по госзаказу. Сегодня частный бизнес не хочет тратить деньги  на профилактические меры по поддержанию профессионального здоровья своих работников. Профсоюзы, будем откровенны, у нас, в отличие от зарубежных, – слабые, разрозненные, постоянно конкурируют между собой. Вся надежда на «Укрзалізницю», которая  заинтересована в наших наработках.

Не секрет, что особенно нуждаются в медико-психологической реабилитации наши бойцы в зоне АТО. Мы предложили  департаменту охраны здоровья и социальной защиты населения облгосадминистрации свои наработки, консультации. Все шло прекрасно. На всех уровнях нас услышали, согласились с нами работать. Но как только на область централизованно выделили деньги, то сразу же о нас забыли. А когда мы напомнили о себе, нас заверили, что на эти деньги уже несколько тысяч бойцов прошли реабилитацию, хотя, несмотря на тщательные поиски, мы так и не нашли названного центра.  

– Как вы оцениваете организацию в Одессе профессионального отбора моряков?

– В Одессе не менее десятка комиссий по профотбору плавсостава, но мы единственные, имеющие государственный статус. Есть квалифицированные комиссии, но есть и такие, в которых один врач выдает все заключения. Сегодня работодатели стараются не брать страдающих какими-то хроническими заболеваниями, поскольку потом зачастую приходится тратить большие деньги на репатриацию заболевшего моряка. Поэтому сейчас обязательное требование при профотборе – прохождение ультразвуковых исследований почек и печени. Если, скажем, обнаружат камни, то у человека даже при нормальном самочувствии в рейсе может начаться приступ. 

– В одесских бюветах висят бюллетени вашего НИИ с информацией о состоянии воды. Насколько бюветная вода безопасна для прямого потребления?   

– Контроль качества питьевой воды – также одно из наших приоритетных направлений. В составе отдела гигиены окружающей среды, который возглавляет доктор биологических наук Наталья Федоровна Петренко, есть лаборатория гигиены и экологии воды, сотрудники которой ежемесячно берут пробы в бюветах, проверяют также очищенную воду, которую развозят по офисам в кулерах. Более того, мы оказываем научно-гигиеническое сопровождение, контролируя качество воды таких известных производителей, как «Моршинская» и «Миргородская». 

С точки зрения эпидемиологической бюветная вода безопасна, ее можно потреблять без боязни.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті