Уходящий в прошлое

Праздник, доставшийся нам в наследство от советского прошлого, отмечается и в ряде стран мира. Там он носит название Дня международной солидарности трудящихся, Дня Труда, Дня Весны... В СССР его часто именовали Первомаем. 

Еще задолго до июля 1889 года, когда конгресс Второго Интернационала постановил отмечать 1 мая как день солидарности рабочих, в память о чикагских событиях мая 1886 года, у одесситов этот день являлся праздником весны и днем народных гуляний. Вот как описывал «Одесский вестник» от 5 мая 1834 года празднование первого мая в городе: «В Одессу, с самого основания оной, когда она была еще только небольшим городком, перешло из России обыкновение праздновать ежегодно 1-е Мая как день, назначенный для встречи весны, хотя весна начинается у нас почти двумя месяцами прежде. Когда весь городок, с раннего утра, от мала до велика, спешил к берегу провести первый день Мая. В нынешнем году празднование 1-го Мая было на даче, принадлежавшей некогда герцогу де Ришелье. Живописный сад и обширный парк, куда свободно могут въезжать экипажи, представляет все удобства для этого гулянья». 

После «кровавого воскресенья» 1905 года одесские революционеры пытались поднять местный пролетариат на забастовки. Так в конце марта начались стачки портовых грузчиков и кочегаров Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ). Но к середине апреля протесты были подавлены. Пасха в 1905 году приходилась на 17 апреля – канун 1 мая в Европе и Америке. Одесские анархисты попытались было развернуть первомайскую демонстрацию на Дерибасовской, но полиция арестовала 19 человек. Еще одна попытка провести вооруженную демонстрацию на Николаевском бульваре также была пресечена жандармами. 

В Российской империи Первомай впервые неофициально отметили 20 апреля (3 мая) 1911 года в Петербурге. А в 1918 году в РСФСР этот праздник стал государственным Днем Интернационала. Название его неоднократно менялось: Праздник международной солидарности пролетариата, Боевой праздник международного пролетариата и День всемирного праздника трудящихся. 

В эпоху СССР выступать с экономическими или политическими лозунгами против государства было по меньшей мере странно, если не сказать – опасно. Поэтому Первомай превратился из протестного мероприятия в мощный инструмент идеологической обработки населения. Самым впечатляющим элементом довоенных первомаев стали всевозможные парады, проводимые в Одессе на Площади Революции (ныне Куликово поле). А в 30-е годы они стали дополняться еще и физкультурными массовками. Во время Второй мировой войны парады и шествия в честь 1 Мая не проводились. Для Одессы первое мая 1945 года стало знаменательно тем, что наш город в числе первых вместе с Ленинградом, Сталинградом и Севастополем получил звание города-героя.

Советская пропагандистская машина поддерживала пафосный стиль мероприятия с бессмысленными транспарантами и обязаловкой на производстве, – в демонстрациях принимали участие по разнарядке. Заводы, институты, фабрики обязаны были выставить своих представителей в колонны. Ситуация дошла до абсурда, когда в 1986 году, сразу после катастрофы на ЧАЭС, чтобы успокоить панические настроения, в Киеве вывели людей на многочисленный первомайский митинг, несмотря на значительно повышенный уровень радиации в городе.

Первомай любили не столько за солидарность с рабочими всего мира, сколько за то, что в выходные можно было вскопать огороды, посадить картошку, морковку и лук. 

Согласно опубликованным данным исследований, проведенных Киевским международным институтом социологии, самыми популярными официальными праздниками для украинцев являются Пасха (81%), Рождество Христово (78%), День Независимости Украины (34%) и Троица (20%). А в отношении чисто советских праздников 1 и 9 мая наблюдается тенденция к затуханию популярности.

Успешное сопротивление нынешней вооруженной российской агрессии стало предпосылкой для возникновения подлинно народных праздников, в основе  которых находится позитивный посыл – победа. В том числе и победа над «русской весной» в Одессе.

Бесспорно, в новой стране должны появиться новые праздники – не номенклатурно-государственные, а народные. Праздники же, имеющие советскую историческую составляющую, сами постепенно отойдут в прошлое. 

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті