По дороге короткой и длинной

Двадцать второго апреля «ОВ» опубликовали статью Таквора Оганесяна «Без остановки в Арцизе». Речь шла о неудобствах, испытываемых жителями Арцизского района из-за отмены остановки в райцентре поезда № 686 Одесса – Измаил. Люди на перекладных вынуждены добираться до Сараты, дабы там на него сесть. 

О неудовлетворительном транспортном сообщении областного центра с южными районами Одесщины говорится давно. Но пока, судя по упомянутой публикации, воз с места так и не сдвинулся.

Создается впечатление, что в ПАТ «Укрзалізниця», работая над логистикой пассажироперевозок, учитывают все – и экономичность того или иного маршрута, и выгодность либо убыточность остановки на той или иной станции, и стоимость проезда пассажира и многое другое – за исключением интересов того самого пассажира, во имя которого якобы и совершаются бесконечные реорганизации и прочие «усовершенствования» в отрасли. 

Как показывает опыт, нашим железнодорожникам удалось оседлать лишь одно направление в их титанической работе – регулярное повышение цены на проезд. Хотя и тут случаются заминки: то в начале весны «Укрзалізниця» заявляла было о планируемом очередном повышении уже летом, то СМИ информируют, что от этой идеи отказались. Надолго ли?

Неуклюжесть, с которой принимаются логистические решения по пассажироперевозкам на нашей железной дороге, ощущают не только жители южных районов Одесщины. Она царит повсюду, доставляя немало лишних хлопот людям, вынужденным пользоваться услугами железнодорожного монополиста.

…Случилась у меня в послепасхальные дни поездка на Сумщину. А надо сказать, что в эти края нынче ходит один-единственный поезд – № 24, Одесса – Москва. Впрочем, я преувеличила, заявив: «в эти края». Вернее будет сказать: это единственный одесский поезд, буквально пролетающий через Сумскую область, делая здесь всего одну остановку – в Конотопе. Это крупная узловая станция, здесь же проходит таможенно-пограничный досмотр. 

Правда, рассказали мне, некогда он не останавливался и в Конотопе, но вскоре этот «эксперимент» был свернут. А вот «отрыжку» его мне в полной мере пришлось ощутить, когда решила предварительно купить билет. Еще в прошлом году эта задача успешно решалась через «ПриватБанк». Увы, в этот раз не вышло. Девушка-оператор, любезно согласившаяся оформить билет, поколдовав в своем планшете, беспомощно развела руками:

– На 24-й можно взять билет лишь до Киева либо до Москвы. А до Конотопа – в кассе вокзала, за два часа до отправления поезда. Извините…

Такого поворота я не ожидала. Пред­ставила, как вместе с другими страждущими штурмую железнодорожную кассу в установленные заботливыми менеджерами «УЗ» два часа. Но слава Богу, на дворе XXI век, имеется интернет. А в нем отыскался и сайт «Одесса- Главная» (]]>www.vokzal-]]>оdessa.com). 

Заходим. Батюшки, да тут такое богатство предоставляемых потенциальному пассажиру услуг, что голова кругом! Тут вам и предварительный заказ, и бронирование, и даже доставка билетов на дом!..

Решаю: гулять так гулять, и набираю указанный на сайте телефонный номер 0679675361 – хочу получить билет не выходя из дому. Немедленно, словно только и ждал моего звонка, откликается приятный мужской голос:

– Да, заказы принимаем и выполняем в удобное для вас время. И на 24-й поезд тоже. Стоимость нашей услуги составляет 10 процентов от стоимости билета.

К сожалению, на этом приятные новости для меня закончились. Как и в «ПриватБанке», голос в трубке сообщил, что заказы на билеты до Контопа не принимаются. До Киева или Москвы – пожалуйста… А в Конотоп – только в кассе и только за два часа до отправления. В предварительные кассы вокзального сервис-центра тоже нет смысла рыпаться – там тоже заранее билет не продадут.

Как назвать подобное отношение к пассажиру? Ненавязчивым сервисом? Форменным издевательством? Пусть каждый решает сам. Но однозначно, подобный подход вряд ли добавляет имиджевой привлекательности «УЗ».

К тому же за последние годы стоимость проезда выросла в разы, а комфорт катастрофически снизился. Старые, неопрятные, давно отработавшие свое составы, где даже в купейных вагонах полки напоминают детский конструктор «Лего». Чтобы поднять одну из них и спрятать багаж, понадобилась помощь попутчика – стопоры, удерживающие полку на весу, оказались вырванными «с мясом». Но еще проблематичнее было уложить эту самую полку на прежнее место. Никак не закрепленная, она норовила съехать на край, оставляя у переборки широченную щель. А как приятно всю дорогу созерцать через негерметичные окна удивительный, но однообразный пейзаж – струящийся по стеклам конденсат. О вагонном туалете лучше промолчу…

И главное. Как уже говорилось, сегодня юг и север Украины практически лишены прямого железнодорожного сообщения. Так исторически сложилось, что все поезда из Одессы в Москву, а их отправлялось по нескольку в сутки – скорые, летние дополнительные и, пожалуй, самый востребованный украинцами 194-й пассажирский, – шли через Сумщину. Проблем добраться с юга на север и обратно не было. Да и цены «не кусались». Но как это ни парадоксально, вследствие начавшихся еще в конце прошлого века реформ на железной дороге, одним из первых «сошел» с дистанции именно пассажирский 194-й Одесса – Москва, который, без преувеличения, был транспортной палочкой-выручалочкой для сотен тысяч украинцев, проживающих в небольших райцентрах и селах восьми областей Украины, через которые этот поезд следовал и где скорые не останавливались. Затем от маршрута отказались российские бригады. Наконец остался один – 24-й. С единственной остановкой на Сумщине – в Конотопе. А от Конотопа до границы с РФ поезд движется, минуя немалые по нынешним временам райцентры Кролевец и Шостка (станция Воронежская), Хутор Михайловский… 

Признаюсь честно, меня не тянет в Москву. Особенно сейчас, когда у нас война. Но почему бы логистам и топ-менеджерам «Укрзалізниці» не подумать над проектом пассажирского сообщения Одесса – Хутор Михайловский. Может, он станет одним из самых востребованных и рентабельных?

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті