Без черных схем

Несколько дней назад начальником Одесского филиала ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) был назначен Игорь Ткачук, занимавший ранее должность 

и.о. директора ГП «Одесский морской торговый порт». Наш корреспондент попросил его ответить на ряд вопросов.

– Игорь Витальевич, вы в морской отрасли человек новый. Расскажите немного о себе.

– Родился в 1973 году в Виннице, в семье военного, в 2005-м окончил юрфак Львовского университета, а в 2011-м – Национальную академию госуправления при Президенте Украины. Был депутатом Винницкой городской рады четырех созывов. До 2014 года занимался бизнесом, активно участвовал в двух Майданах (2004, 2014 гг.). В 2015-м мне предложили должность руководителя ГП «Укрпочта». Я горжусь тем, что возглавлял предприятие, на котором работает 77 тысяч человек. Кстати, за полтора года, что я руководил этим госпредприятием, оно показало лучший экономический результат за последние 15 лет. Осенью 2016 года меня пригласили на работу в ГП «Одесский морской торговый порт». Мне нравится Одесса, одесситы, работа в морской отрасли. Достаточно быстро я втянулся в работу, изучил специфику портов, в чем неоценимую помощь мне оказали профессионалы, много лет работающие в Одесском порту. Главное – у меня есть огромное желание работать и принести пользу отрасли. Думаю, что наша команда сможет добиться поставленных целей.

– Закон «О морских портах Украины» был принят Верховной Радой пять лет назад, но по мнению профессионалов отрасли, уже пришло время вносить в него поправки.

– Согласен. Закон несовершенен, его надо корректировать в со­ответствии с международным опытом. Не надо ничего нового выдумывать: Украина – член ИМО и других известных международных морских организаций. Поэтому надо строить работу, как это принято в мире, – безусловно, учитывая специфику страны, политическую и экономическую ситуацию, задачи, стоящие перед транспортной отраслью, нормы украинского законодательства.

– Сегодня все говорят о том, что рынок портовых услуг должен быть максимально прозрачным, но пока ситуация в этом отношении оставляет желать лучшего.

– На мой взгляд, проблема прозрачности всех процессов в Украине только начинает решаться. К сожалению, пока больше на словах, но, уверен, рано или поздно задачи, которые поставили премьер-министр и министр инфраструктуры, будут реализованы на практике. Хотелось бы, конечно, чтобы преобразования шли скорее, чтобы правила игры принимались один раз на много лет, а руководители портов и администраций не подбирались под чьи-то интересы или «под выборы». Надо руководствоваться интересами Украины, а изменения вносить в со­ответствии с тенденциями в экономике, политической ситуацией в стране. В том числе учитывать, что в Украине сегодня идут военные действия, требующие определенных изменений в плане усиления безопасности важных стратегических объектов, введения временных ограничений.

– Недавно заместитель председателя парламентского комитета по вопросам транспорта Борис Козырь говорил о необходимости вывести отрасль из-под политического влияния. Сегодня ряд сил пытаются перенести политические баталии на территорию портов и других крупных предприятий, чтобы дестабилизировать ситуацию и прибрать их к рукам. За примерами далеко ходить не надо, мы видим, что сейчас происходит в соседнем порту Черноморска.

– Согласен, что принадлежность к политической партии не должна отражаться на работе отрасли. Когда идет квотное распределение – это еще полбеды, главное, чтобы ставили людей ответственных и способных добиться конкретных результатов. Повторяю, не надо в отрасли ничего нового изобретать, наши портовые менеджеры хорошо знакомы с производственной деятельностью крупнейших портов мира – Гамбурга, Роттердама, Антверпена, и надо лишь активно использовать этот опыт. Важно, чтобы развитием портов занимались люди, которые действительно готовы что-то сделать для страны, чтобы не было противостояния, когда руководители держатся за свое кресло на госпредприятии, воспринимая его как свою собственность, и при этом будоражат трудовые коллективы, чтобы поддерживать чьи-то интересы. Высокие производственные показатели, создание условий для роста доходов и привлечения инвестиций, улучшение социальных условий работников плюс умение вести диалог с вышестоящими органами – вот чем должен руководствоваться человек, стоящий у руля предприятия.

– Игорь Витальевич, что вам удалось сделать на посту руководителя порта и что мешает добиться большего?

– Когда я осенью возглавил порт, пришлось провести ряд кадровых перестановок, с кем-то пришлось и расстаться. Понятно, что появились недовольные, причем не только из числа уволенных, но и тех, чью работу мы оценили как наносящую вред порту и государству, приостановив действие ряда договоров. Люди эти сегодня пытаются нарушить нормальный ритм работы. А все дело в том, что совместно с новым руководством области, новыми начальниками таможенной службы, областной полиции и прокуратуры нам удалось прикрыть действовавшие контрабандные схемы. И сегодня порт активно сотрудничает с право­охранительными органами, предоставляя им информацию о количестве контейнеров, их наименовании, указывая вес груза и другие данные, что раньше не делалось. Заработанные портом деньги идут на развитие дорог, освещение улиц и тому подобное, а не в карман тем, кто рассчитывает поживиться за счет государства.

В прошлом году мы на 40% подняли сотрудникам зарплату, а реальные доходы портовиков возросли почти на 80%. И сейчас средняя заработная плата в порту составляет порядка 18 тысяч гривень. Деньги выплачиваются стабильно, фонд заработной платы вырос на миллионы гривень. Ведь я понимаю, что тысячи человек, работающих на предприятии, – это тысячи семей, и разве плохо, если люди принесут домой на 3-5-10 тысяч гривень больше, чем раньше? 

– В последние годы много говорят о необходимости государственно-частного партнерства, но Одесский порт все же не может конкурировать с частными стивидорными компаниями. 

– Вы правы. Не можем мы конкурировать априори. Потому что тот же финансовый план приходится долго утверждать в Мининфраструктуры, Минэкономики, Минфине и других ведомствах. Прошлый год мы отработали без финансового плана, в 2015-м он был утвержден во втором полугодии, а в 2017-м мы проработали без него уже пять месяцев. Любое частное предприятие свои планы утверждает до конца года и знает, как и на что будет тратить заработанные деньги. Как любое предприятие, Одесский порт платит налоги, а потом еще отдает государству 75% дивидендов. Любые закупки, любые мероприятия предприятию приходится согласовывать, на что каждый раз уходит очень много времени. 

Порт не может конкурировать с частными стивидорными компаниями и в плане привлечения инвестиций, ведь госпредприятию необходимо время для получения кредитов, оформления гарантийных документов. Гибкость частных структур, инвесторов намного выше, они действуют быстрее, подстраиваются под рынок. Если государству нужны инвестиции, оно должно упростить для госпредприятий процедурные моменты. 

Одним словом, должны быть четкие правила игры, прописанные на десять-двадцать лет вперед. Инвесторы вкладывают свои деньги не на год и не на два. А государство получает дополнительные средства, не вкладывая ни копейки своих денег. Причем это касается не только морской отрасли, но всех инвестиционных проектов.

– В отрасли давно ждут создания Морской администрации Украины, вроде бы все документы уже в Кабмине. Она будет создана?

– Убежден, что будет. Я разговаривал с министром инфраструктуры Омеляном и понял, что он твердо намерен довести дело до конца. Понятно, что не все так просто: мы видим, как принимаются законы в парламенте. Есть определенное политическое лобби, но уверен, что закон будет принят, поскольку в морской администрации заинтересованы все. 

– Какие первоочередные задачи поставило перед вами руководство ГП «АМПУ»?

– Прежде всего, до нового зернового сезона необходимо восстановить пропускную способность основной эстакады порта. В числе приоритетов – выполнение инвестиционных обязательств по причалам 1-С и 7. Кроме того, до конца года предстоит завершить работы по реконструкции морского вокзала, а совместно с нашим крупным партнером «Контейнерный терминал Одесса» – и на другом важном объекте по строительству волнолома и дноуглублению у причалов 1-к, 2-к в рамках продолжающейся реконструкции контейнерного терминала на Карантинном молу. Хотел бы также подчеркнуть, что благодарен профильному министерству и ГП «АМПУ» за оказанное мне доверие и приложу все усилия к тому, чтобы сделать Одесский порт и наш город более привлекательным. 

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті