Работать на опережение

Рассказывая о главном направлении в развитии службы, директор Одесского городского центра занятости Андрей Яцеленко подчеркивает, что повышение качества услуг предполагает максимальное сближение интересов соискателя рабочего места и работодателя. А это достигается путем реализации современных проектов сразу по нескольким направлениям.

В качестве примера можно назвать такую услугу центра, как видеорезюме. Согласитесь, записанное на видео представление кандидата работодателю – это значительно лучше, нежели послужной список на бумаге. Нередко такое резюме играет ключевую роль в получении рабочего места.

– Андрей Анатольевич, сегодня количество безработных уменьшается или увеличивается? Каковы цифры?

– В среде профессионалов в обиходе такое выражение: рынок упал. Другими словами, количество людей, которые обратились в центр за помощью в трудоустройстве, из года в год снижается. В 2015 году в наш центр обратились около шести тысяч человек по вопросам трудоустройства, обучения, переквалификации. В 2016-м этот показатель составил немногим больше четырех тысяч. В нынешнем году с января по апрель зарегистрировано около двух тысяч. По состоянию на конец мая на учете состоит 1117 безработных, из них немногим больше 77 процентов получают помощь по безработице. Тенденция к снижению сохраняется.

– Почему так происходит?

– Развивается информационное поле, больше становится специализированных сайтов по теме трудоустройства. Поэтому не все, нуждающиеся в работе, обращаются в центр. Но и мы внедрили ряд услуг, позволяющих искать работу, не переступая порог центра, не становясь на учет. При этом следует понимать, что люди, обратившиеся к нам, делятся на две категории: те, кто хочет трудоустроиться, и те, кто хочет получать пособие. Разумеется, среди них есть те и другие в одном лице, но говоря о проблемах, следует подразумевать упомянутое разделение.

– Но главная задача – трудоустроить человека...

– Да, и ориентируемся мы прежде всего на нее. Создана большая база данных на нашем сайте. Она включает более тысячи трехсот вакансий.

– Но и на других сайтах, негосударственных, вакансий море...

– Разница в том, что у нас вакансии действительные, подтвержденные работодателем. И мы несем за эту информацию ответственность. У нас нет «пустышек».

– Кто они, соискатели рабочих мест, по возрасту, социальному статусу? Какие категории наиболее проблемны?

– Сорок процентов – это люди в возрасте до тридцати пяти лет. Служащие составляют восемьдесят три процента. У более восьмидесяти процентов высшее образование.

Молодежь можно назвать проблемной категорией. Предпри­ниматели зачастую просто не готовы принимать на работу людей, не имеющих достаточной подготовки и опыта.

Поэтому ежедневно встречаемся с предпринимателями, предметно ведем с ними переговоры по каждой кандидатуре – по условиям труда, обучению, переквалификации. У нас работает европейского уровня центр научно-технического образования, где обучают по двадцати восьми специальностям. Такой подход дает результат. За последний год удалось снизить количество нетрудоустроенной молодежи на пять процентов.

Еще одна проблемная категория – это люди, которые потеряли работу вследствие реорганизации в сфере госслужбы. Их трудно трудоустроить. Все они имеют значительный опыт, многие занимали ответственные должности. А сейчас таких должностей на рынке труда почти не осталось. Многие из этих людей даже психологически не готовы к новой работе. Мы помогаем преодолеть барьер, организуя конкурсы.

Весьма непросто трудоустроить тех, кто занят сезонной работой. А самая проблемная категория – это, пожалуй, люди предпенсионного возраста. По известным причинам предприниматель мало заинтересован в таких работниках. Но и здесь, как показывает практика, главное не возраст, а профессионализм и опыт. И готовность пройти переквалификацию. Люди весьма успешно трудоустраиваются по актуальным на рынке профессиям.

Только в этом году прошли обучение более четырехсот человек, а прошлом году – свыше пятисот.

– Как Вы относитесь к анонсированной пенсионной реформе?

– Предложения Кабинета Мини­ст­ров считаю правильными. Если у одного человека стаж три-четыре десятка лет, а другой и десяти лет не платил социальный взнос, то и пенсии у них не могут быть одинаковыми.

– Что радикально поменялось в работе службы в последние годы?

– Психология. Наш принцип – выслушать каждого человека, вникнуть в его нужды и предметно помочь, сориентировать. Диспетчер направит его к одному из администраторов – в зависимости от того, какая именно услуга необходима. Другими словами, практикуем индивидуальный подход. Нередко это позволяет претенденту получить информацию о работе, документах в короткие сроки.

Кроме того, стремимся работать оперативно. Работодатель не будет ждать. Ему, как говорится, нужен специалист уже сейчас. Именно поэтому у нас контакт с работодателями постоянный.

Важнейший критерий – расширение информационного поля, оказание информационных услуг. Нет нужды перечислять все актуальные профессии. Любой может зайти на сайт Одесского городского центра по трудоустройству, зарегистрироваться и выбрать необходимую работу в режиме онлайн.

Мы разработали десять современных проектов. И по научной работе, и по профориентации, и по работе с молодежью.

Есть и международные проекты, к примеру, программа крауд­фандинга. Она заключается в совместном финансировании трудоустройства.

– Что это означает?

– Возможность открытия со­искателем собственного бизнеса, если предлагаемые вакансии ему не подходят. В рамках названной программы служба занятости готова выделить одноразовую помощь для открытия своего дела. Таких людей мы направляем на специальные курсы, где их научат основам ведения бизнеса, помогут разработать проект, который следует защитить.

Совсем недавно такими предпринимателями стали два человека, отслужившие в зоне АТО. Один открыл интернет-магазин, другой, повар по специальности, – пиццерию. Предпринимательство – выигрышный ход, ибо позволяет создавать новые рабочие места. Кстати, в прошлом году на учете в центре занятости состояло пятьдесят бывших воинов АТО (13 трудоустроены), в нынешнем тридцать восемь на учете, 12 трудоустроены, двое из них получили одноразово выплату помощи по безработице для организации предпринимательской деятельности.

Не меньшее внимание уделяется профориентации. Организуем тесты, позволяющие молодежи, исходя из индивидуальных качеств, выбрать профессию.

– Видимо, проблемой трудо­устройства можно назвать также уровень зарплаты. Есть данные о том, какую в среднем зарплату предлагает работодатель?

– В среднем – 3882 гривни. Конечно, Одесса – город дорогой, и прожить на эти деньги трудно даже одесситам. А если это приезжий, который вынужден снимать жилье, – тем более. Однако есть ряд современных предприятий, которые готовы предоставить не только работу, но и место в общежитии.

– Как часто центр проводит ярмарки вакансий?

– Постоянно. Как минимум раз в месяц. Но главное – что мы отказались от общих ярмарок. Сейчас организуем их по специализациям, по отдельным направлениям.

К примеру, в январе провели большую ярмарку вакансий для педагогов. Удачно также прошла ярмарка по сфере услуг. Пришли даже те, кто не состоит на учете.

В современных условиях рынок труда развивается весьма динамично. Наша задача – не только не отставать, но и работать на опережение.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті