Наш паровоз…

– На этом снимке друг моего отца начальник пассажирского депо Арам Сафарян, – пояснила экскурсоводу пожилая женщина, взволнованно глядевшая на старинную фотографию. – Отец и Арам Арменакович вместе много лет проработали. Давно это было, но время не изгладило воспоминаний. Я и подумать не могла, что увижу эту фотографию в экспозиции…

Как известно, Одесса богата музеями. Но на сайте городской рады Музея истории Одесской железной дороги нет. Между тем этот музей, расположенный в здании Дорожного центра научно-технической информации железной дороги, можно назвать в своем роде уникальным. В его фонде более тысячи двухсот экспонатов. Это старые документы, фотоснимки, награды, железнодорожный инвентарь, форменная одежда.

Вот один из уникальных экспонатов: на большом пожелтевшем листе – график движения поездов участка Общества Юго-Западных железных дорог, подписанный начальником движения Сергеем Юльевичем Витте (впоследствии министр путей сообщения Российской империи). И документ, и чернильный росчерк – оригинальные. Рядом карта железных дорог царской России 1871 года.

Впечатляет четырехпудовый станционный колокол (станция Кулевча) конца позапрошлого века. Здесь же макеты паровозов и тепловозов, изготовленные специалистами Всесоюзного полигона научных разработок железнодорожного транспорта, телефонная станция шестидесятых годов прошлого века. Казалось бы, еще совсем недавно такое оборудование было в работе, но оно уже музейный экспонат. Посетители подолгу рассматривают коллекцию старинных фонарей, телефонных аппаратов.

Представлены и «шарманки». Их машинисты использовали в качестве сумок для инструментов. Разрешалось изготовить себе «шарманку» любого размера и объема, лишь бы ее можно было нести. Но поскольку инструменты домой не уносились, а передавались от смены следующей смене, то обычно машинист нес на работу в «шарманке» еду, а с работы мог в ней же принести уголь. Интересная деталь: на проходной кочегар встречал машиниста, «отбирал» у него «шарманку», и дальше нес по территории депо до паровоза. Машинист же, считавшийся элитой железной дороги, шествовал налегке. 

Хорошие помощники машиниста тоже были весьма ценными кадрами. А проверялась их квалификация шуровочной лопатой, которой кидали уголь в топку. Чистую лопату смазывали салом и разбивали на нее, как в сковородку, куриное яйцо. Претендент на должность помощника машиниста должен был изжарить на углях топки яичницу. Если она не подгорит, то помощник – хороший.

– Уникальных, редких экспонатов у нас много, – говорит заведующий музеем Вячеслав Степовой, – но история дороги – это прежде всего люди. Те, кто своим добросовестным трудом создал ее славу. Таких много. К примеру, первый Герой Социалистического Труда на Одесской железной дороге, машинист паровоза С.Ф. Тютюшкин, Герой Социалистического Труда, дежурная по станции «Одесса-Сортировочная» О.Г. Цыганкова, лауреат Государственной премии СССР, приемосдатчик станции им. Тараса Шевченко О.Н. Патлай. И мой предшественник Юрий Лынюк, который много труда вложил в этот музей. Юрий Семенович стал автором трех книг по истории Одесской железной дороги: «Сторінки історії Одеської залізниці» (2005), «От Дуная за Днепр» (2011), «Дорога к морю» (2015). Это интересные, познавательные труды о магистрали и железнодорожниках, которые создавали ее историю. Как-то раз Юрий Семенович пригласил в музей одесских тележурналистов, которые подготовили несколько передач. И после этого посетителей у нас прибавилось.

Само здание музея тоже старинное, возведено оно в 1910 году для банка. Экспозиция размещена в бывшем операционном зале. Затем в здании заседал ревком. В 1932 году в этом помещении располагался Дом техники Одесского отдела (предшественник Одесской железной дороги). В 1936 году – Дорожный дом техники. Здесь проходили технические занятия железнодорожников, работала библиотека, демонстрировались фильмы. Многие ветераны до сих пор по старой привычке называют здание Дорожного центра научно-технической информации Домом техники.

Несмотря на то, что музей одесситам и гостям города мало известен, экскурсии по заявкам расписаны на месяц вперед. Школьники, члены ветеранских организаций, учащиеся Одесского колледжа транспортных технологий, представители трудовых коллективов, да и просто люди, интересующиеся историей, оставляют хорошие отзывы. В прежние годы (музей существует с 1985-го) здесь побывали многие зарубежные делегации железнодорожников – из Великобритании, Китая, Египта, Бельгии и других стран.

Летом наплыв посетителей возрастает. В нынешнем году началом летнего сезона можно считать 18 мая – Международный день музеев и День вышиванки. К празднику была обновлена экспозиция. Первыми посетителями стали три группы одесских школьников. 

– Отрадно, что многие люди и даже группы, побывав в музее однажды, приходят на экскурсии снова, – рассказывает начальник ДЦНТИ Ольга Кудряшова. – Значит, людям интересно и хочется узнать больше.

С Ольгой Викторовной трудно не согласиться. О музее, его интересных экспонатах можно рассказывать долго. Но верно в народе говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Экскурсии бесплатные, только записываться лучше заранее. Музей находится по адресу: ул. Степовая, 44. Запись по телефонам: 727-20-50, 727-20-53.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті