Ищи ветра в поле

– Готовы? Поехали! – короткий разбег, хлопок в крыльях – и вот уже Евгений Иванович взмыл над пшеничным полем. С неба доносится сигнал прибора, показывающего набор высоты: двести, триста, четыреста…

Житель города Рени Евгений Иванович Дьяченко разменял седьмой десяток, но продолжает активно заниматься дельтапланеризмом. Летает он уже 37 лет! Его личные рекорды по времени полета – 3 часа 4 минуты, по высоте – 1624 метра.

На днях мы выехали с «небожителем» на очередной полет, который был запланирован в Ренийском районе над полями между селами Орловка и Нагорное. 

Поговорку «Ищи ветра в поле» дельтапланеристы воспринимают в буквальном смысле слова: 

– При взлете ветер должен быть мне навстречу, – рассказывает спортсмен. – Но часто бывает так: прибываем в назначенное место – а ветер дует в спину. Начинаем переезжать, искать ветра в поле. В Придунавье вокруг – озера, стабильности нет. 

Хорошо спортсменам в горах, где можно для прыжка использовать вершины. А как же взлететь в степи? Здесь приходится использовать машину, которая тянет аппарат на эластичной километровой веревке. Для разбега дельтаплана со спортсменом, который находится в подвеске, используется специальная тележка. Этот способ взлета называют «малинкой». 

Как вы догадались, летать одному невозможно – нужны помощники. Точнее, такие же увлеченные дельтапланеризмом, или парапланеризмом, люди. Романтиков неба в Придунавье немного. 

– В Килийском районе у нас человек пять летают, в Измаиле, насколько я знаю, три, – рассказывает парапланерист Виктор Бойченко. – В Рени летают человека четыре. 

Однако ряды спортсменов иногда пополняются. Евгений Иванович Дьяченко – аксакал дельтапланеризма – очень трепетно относится к своему ученику, 29-летнему измаильчанину Андрею Деньгину. Три года назад этот молодой человек, известный в Придунавье мастер резьбы по дереву, обратился к искушенному дельтапланеристу с просьбой поделиться знаниями и опытом. С тех пор и выезжают на полеты вместе. За это время Андрей научился летать по прямой – и это уже считается хорошим результатом. Нужно время, чтобы сродниться с летательным аппаратом, почувствовать себя с ним одним целым, убедиться, что дельтаплан весом в 33 килограмма может не только сам «держаться за воздух», но и поднимать по восходящему потоку человека. А еще для осуществления взлета необходима тщательная подготовка, ведь небо не есть среда обитания человека. Гомо сапиенс здесь в гостях, и любая ошибка может обернуться трагедией.  

Для полета нужны не только крылья, необходимо еще ориентироваться в небесном пространстве. У птиц для этого есть своя система навигации, а человеку на помощь приходят различные приборы – для измерения скорости и направления ветра, силы тяги, высоты и, конечно, для связи с землей. Всем этим в состоянии полета надо научиться пользоваться с «холодной головой». Терпение и время, теория и практика – иного пути в небо нет. 

– А самое главное – не покупать дешевые крылья, тем более выпуском ранее 2004 года, – делится опытом парапланерист из Измаила Роман Крамаренко. – Я сам изначально купил дешевые крылья – взять дорогие финансы не позволяли. Прыгнул с обрыва, ветер парус сдул – и я упал просто камнем. Хорошо, что смягчила удар подвеска. Больница, две недели строгого постельного режима – зарекался летать. 

Но мечта о полетах Романа не отпустила – он шаг за шагом осваивает птичье мастерство. 

Еще один молодой спортсмен – Виктор Бойченко из Килии.

– Началось это увлечение с того, что случайно увидел в Ютубе ролик, – рассказывает Виктор. – Понравилось, решил попробовать. Научили. Первый полет был в  Черновцах. Теперь летаю везде, где только возможно. 

В полетах обычно участвуют не только сами спортсмены – как правило, всегда есть зрители: 

– Довольно интересно: видел парапланеристов в «Ютубе», так сказать, издали, но так, чтобы находиться рядом, – это сегодня впервые, – говорит житель Измаила Владислав Вебер. – Это очень круто!

– Это непередаваемо, трудно подобрать слова! – делится впечатлениями известный в Измаиле спортсмен в инвалидной коляске Андрей Гаркович. – Это конечно, очень опасно, ошибок быть не должно, но это потрясающе!

В ходе тренировочных полетов Андрей Гаркович с пристрастием допытывал Евгения Ивановича Дьяченко: можно ли летать на дельтаплане, если не функционируют ноги? Рассмотрели каждый этап – в принципе, можно.

– В дальнейшем, возможно, я рассмотрю этот вариант, – загорелся Андрей. – Я веду активный образ жизни - увлекаюсь каякингом, участвую в велопробегах на колясках с ручным приводом. Я не сдаюсь, и желаю всем извлекать из жизни максимум позитива – негатива и так хватает. 

– Да, часть молодежи ушла в нар­котики, алкоголь, – продолжает разговор Владислав Вебер. – Я лично стараюсь держаться от этого на расстоянии. Люблю активный образ жизни. Все-таки живем один раз!

– В жизни многое дает состояние счастья, – говорит Евгений Иванович. – Я счастлив, когда зимой бегаю на коньках, когда в волейбол с товарищами играю. Но в полете – особая радость. Чувствуешь в себе какой-то вакуум, который перемещается внутри. Такое только в небе может быть. 

Говорят, люди делятся на летчиков и остальных; остальные тоже хорошие парни, просто им не повезло…

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті