При комплексном подходе

Завершается обсуждение национальной транспортной стратегии Украины до 2030 года. Ее реализация, по мнению чиновников Мининфраструктуры, должна дать новый толчок экономическому развитию страны. Специальный раздел стратегии (пункт 2.8) посвящен морскому транспорту.

После обретения Украиной независимости правительство принимало ряд аналогичных программ по возрождению морской отрасли, но, увы, ни одна из них так и не была реализована. Дальше благих намерений и популистских заявлений транспортных чиновников и нардепов, курирующих морскую отрасль, дело не шло.

Ждет ли Стратегию-2030 судьба прежних «транспортных манифестов»? Есть ли все же возможность прорвать замкнутый круг намерений и совместить желаемое с действительным? Сейчас трудно прогнозировать, как пойдут дела с возрождением национального флота (см. «ОВ», № 41), но для развития отечественных портов, имеющих для страны первостепенное значение, потенциал у государства, и прежде всего у морской Одессы, безусловно, есть.

Почти девять десятилетий готовит проектно-сметную документацию для строительства гидротехнических сооружений, портовых терминалов и других объектов государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта «Черноморниипроект». Помимо развития портовой инфраструктуры Украины, институт, имеющий сертификаты международных классификационных обществ по системе контроля менеджмента качества, занимается проектами за рубежом. Более двадцати лет он успешно сотрудничает с портовиками Грузии, разрабатывая проектно-сметную документацию для строительства портовых мощностей в Поти и Батуми. Значительный объем проектно-изыскательских работ выполнен и в порту Киянлы (Туркмения). Сейчас одесские проектировщики работают в портах стран Балтии, Африки, в частности в Конакри (Гвинея), ведут переговоры по получению заказов в Ираке и ряде других стран.

По словам директора ГП «Черномор­нии­проект», профессора Одесского национального морского университета, кандидата экономических наук Сергея Никулина, институт, созданный в 1930 году, – единственное в Украине и одно из двух-трех на постсоветском пространстве предприятие, выполняющее комплексные работы для объектов портовой инфраструктуры. По сути, сегодня специалисты «Черноморниипроекта» могут спроектировать целый город у моря, включая объекты портового хозяйства, перегрузочного и социального комплекса, жилье, с рабочей документацией вплоть до прокладки крана водопровода.

Практически все позиции стратегии-2030, касающиеся развития морского транс­порта, имеют непосредственное от­ношение к деятельности «Черномор­ниипроекта». Прежде всего в плане строительства специализированных перегрузочных комплексов, развития инфраструктуры глубоководных морских портов, железнодорожной и автодорожной составляющей. Старейшая транспортная проектная организация страны, несмотря на перипетии минувших десятилетий, смогла сохранить свой потенциал, который, по мнению экспертов, следовало бы использовать шире.

– Еще в 2011 году порт Черноморск заказал институту разработку схемы внешней инфраструктуры порта, включая автомобильные и железнодорожные подходы, – говорит Сергей Никулин. – Мы предложили альтернативные въезды и выезды из порта, транспортные развязки, оптимальные пути подходов к причальному фронту. Но, к сожалению, данный проект полностью не был реализован, в том числе вследствие нестабильной экономической и политической ситуации в стране. За шесть лет многое изменилось, и сегодня проект развития Черноморского порта уже требует определенной корректировки. Надеемся, что при поддержке частных инвесторов и руководства предприятия все проектные решения будут воплощены в жизнь.

– Сергей Георгиевич, сегодня в СМИ идет дискуссия о том, нужно ли, учитывая нынешние особенности экономики государства, делать наши порты более глубоководными. 

– Если говорить о крупных портах, к примеру, входящих в Большую Одессу, то, безусловно, подобные работы необходимы. Ведь наши конкуренты на Черном море – скажем, Бургас, Констанца, Новороссийск – активно развиваются. Возможности портов по глубоководности диктуются также мировыми тенденциями в судостроении и судоходстве. Размеры судов, строящихся сегодня по заказу судовладельцев, по-прежнему остаются достаточно крупными, хотя динамика роста водоизмещения несколько замедлилась. Тем не менее суда-гиганты все чаще посещают украинские порты. К примеру, порт Южный уже имеет практику приема судов в полном грузу с осадкой 18,5-19 метров. Это пока еще экспериментальные проводки, но возможности порта уже позволяют их осуществлять. И в значительной мере это стало возможным благодаря работам нашего института по развитию акватории порта Южный. Наши специалисты продолжают работать в данном направлении, и скоро проектные глубины в порту достигнут 21,5 метра, благодаря нескольким работам института, связанным с развитием портовой акватории Аджалыкского лимана. В настоящее время наш институт разрабатывает полномасштабную схему развития порта Южный. 

– Сегодня в силу ряда причин поставки угля из Донбасса пока прекращены. Его доставка извне, по морскому пути, является важной для энергетической безопасности страны. Речь идет о необходимости строительства новых специализированных комплексов по переработке угля.

– Кстати то, что Украина, к сожалению, вынуждена сегодня завозить уголь из далеких стран, в частности из ЮАР и Австралии, также подтверждает необходимость увеличения глубин в наших портах, поскольку работа судов на таком длинном плече предусматривает и соответствующие их размеры. 

Что же касается строительства специализированных комплексов по переработке углей, то институт уже выполнил работу по подготовке проектной документации на строительство крупнейшего в Украине комплекса с общим грузооборотом 18 миллионов тонн. Проект строительства данного объекта в порту Южный нами уже завершен. Также институтом выполнены проектно-изыскательские работы по реконструкции ключевых причалов порта Южный – №№ 5,6,7,8.

В порту Черноморск мы также продвинулись достаточно серьезно и сегодня выполнили предпроектные проработки по строительству нескольких перегрузочных комплексов в тылу причалов №№ 7,8,9.

К сожалению, будущее этих причалов, которые, на наш взгляд, являются сердцем Черноморского порта, остается неясным. Но в любом случае они нуждаются в серьезной реконструкции, поскольку у них есть все, чтобы стать наиболее глубоководными в порту. К тому же там неплохие возможности по развитию инфраструктуры.

Отмечу также, что в ближайшее время институт приступит к работам, связанным с водными подходами к причалу 1-з на Андросовском молу Одесского порта. Надеемся, что наши специалисты будут задействованы и на реконструкции Заводской гавани, в том числе на связанных с глубоководностью и переносом доков.

– В стратегии-2030 есть положения об эффективном использовании припортовых земель.

– Дело в том, что до сегодняшнего дня порты Украины развивались не по английской, а по французской системе управления, в соответствии с которой они не являлись предприятиями, непосредственно занимающимися коммерческой деятельностью ради прибыли, а служили частью транспортной системы, завершением транспортной логистической цепи в государстве. 

Закон «О морских портах Украины», вступивший в действие в 2013 году, фактически ведет портовое хозяйство к английской системе, о чем говорит позиция нашего правительства в отношении приватизации государственных стивидорных компаний, за которыми после разделения функций осталось не совсем правильное название «морские торговые порты».

Кроме того, чтобы иметь общую картину всей схемы развития портового хозяйства, государство должно получить пакет документов в виде планов, расчетов, основанных на данных геологических изысканий, то есть – о состоянии грунтов, глубин, инфраструктуры, окружающей порт. Только после этого можно будет определиться с размещением новых портовых терминалов, предложить варианты наиболее эффективного использования тех же припортовых земель.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті