Перегруз под прицелом

   В погоне за сверхприбылями отправители грузов частенько перегружают автотранспорт, превышая допустимые нормы в два, а то и три раза.

 Штрафы, взимаемые облавтодорами с владельцев транспорта за это, даже частично не покрывают затрат, необходимых для устранения разрушения дорожного полотна. Тем не менее, в условиях бюджетного дефицита для государства контроль и штрафы сегодня – единственный способ получения средств для латания дыр на «дорожной одежде».

 Но как обеспечить качественный мониторинг грузового транспорта? Как вычислить нарушителя весовых норм, устранив при этом из логистической цепочки коррупционную составляющую, что тоже немаловажно? Данной проблематикой уже более десяти лет профессионально занимается один из лидеров украинского весостроения – технический научно-производственный центр (ТНПЦ) «ТОМ» (аббревиатура в названии предприятия расшифровывается как «точное определение массы»). 

– Прохождение габаритно-весового контроля транспортными средствами регулируется Законами Украины «Об автомобильном транспорте» и «О дорожном движении», Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Украины от 10 октября 2001 г. № 1306 и Постановлением Кабмина от 27 июня 2007 г. № 879 «О мерах по сохранению автомобильных дорог общего пользования», – говорит учредитель ТНПЦ «ТОМ» кандидат технических наук Михаил Никитинский. – После принятия этих важных документов прошло более 15 лет, а наши дороги продолжают испытывать огромную нагрузку и разрушаться. Не секрет, что сейчас уже практически нет таких дорог, как Николаев – Кривой Рог, Кривой Рог – Днепр, так же, как и дорог, со­единяющих южные области с Полтавой. Прекратили свое существование и десятки других, ранее оживленных, трасс. 

Наше предприятие первым в Украине установило весовые комплексы на автотрассах Одесса – Киев, Одесса – Николаев, на главных дорожных артериях Запорожской, Херсонской, Донецкой областей. Причем речь идет не столько о взвешивании автомобилей, сколько об измерении нагрузки на ось, поскольку если она превышает нормативную, то это приводит к очень быстрому износу дорожного покрытия. Скажем, если нагрузка на ось увеличивается на 10-20%, то износ дорожного покрытия возрастает в два-три раза. Мы видим, как вследствие сверхнагрузок автобан Одесса – Киев, стоимость покрытия которого в свое время составляла десятки миллионов , быстро теряет свои эксплуатационные свойства. Вот, собственно, для чего нужны весы и что они дают экономике.

 Десять лет назад по заказу Службы автомобильных дорог Одесской области ТНПЦ «ТОМ» установил на дорогах Одесщины шесть весовых комплексов, с водителей поначалу взимались штрафы. Но затем под давлением определенных сил, заинтересованных не в уменьшении нагрузки на дороги, а стремящихся к максимальному увеличению веса перевозимого груза и получению прибылей, на постановление Кабмина был наложен мораторий до 2017 года, который, к сожалению, не снят и до сегодняшнего дня.

– Шесть комплексов – а это стационарные весы для поосного взвешивания в движении, которые обеспечивают высокую точность (погрешность не превышает 0,25% ), – построенных предприятием в 2007 году и установленных в Маяках, Кучурганах, Шабо и других населенных пунктах вблизи Одессы, за эти годы были разобраны, и деньги выброшены на ветер, – продолжает Михаил Павлович. – Но мы готовы их восстановить, что обойдется значительно дешевле, чем строить новые. Делать что-то надо, поскольку без габаритно-весового контроля дороги быстро изнашиваются, особенно летом, когда из-за жары асфальт размягчается, и больше всего на дорогах, где нет качественного покрытия и надлежащего ухода.

Сегодня предлагают за полкилометра до пунктов весового контроля устанавливать специальные датчики-трекеры польского производства. Мы не возражаем, хотя они дают погрешность от 5 до 10%. Но следует помнить, что, кроме самих датчиков-трекеров, должны быть еще проводка, компьютерное программное обеспечение, и, наконец, обслуживающий систему оператор, которому необходимо выделить помещение, а все это стоит денег, которых у властей нет.

По принятым в Украине нормам при поосном взвешивании нагрузка на каждую ось составляет 10 тонн. Весы же нашего производства предусматривают вдвое большую нагрузку – 20 тонн на ось.

Два года назад руководство «ТОМ» обратилось с письменным предложением к тогдашнему главе Одесской облгос­администрации Михеилу Саака­швили, в котором выразило готовность установить на дорогах области за свой счет весы и взимать с водителей за взвешивание транспорта чисто символическую плату. Каждый водитель, приезжающий, к примеру, на элеватор, мог бы взвешивать зерно на весах и получать официальный документ с указанием времени и места взвешивания, а в случае какого-либо несоответствия в показаниях весов – вызывать для проверки группу метрологического контроля. К сожалению, ответа на свое письмо одесские весостроители так и не дождались.

Мы понимаем, что у государства сегодня нет денег не только на ремонт дорог, но и на установку весовых комплексов, поэтому готовы помочь собственными средствами, но мы должны найти пути возвращения своих затрат, – продолжает М. Никитинский. – В любом случае затраты на весовые комплексы в сотни раз меньше потерь от износа и уничтожения дорог. Мы можем установить те же польские датчики-трекеры, для нас это не составляет проблемы. Но одними трекерами проблему не решить. Необходимо стационарное взвешивание автомобилей как по осям, так и в целом. Как я уже сказал, мы готовы реставрировать весы на пунктах за свой счет, установить, проверить их работу, произвести замену датчиков и сдать метрологической службе, которая выдаст соответствующий сертификат, и, таким образом, весы будут полностью легитимными. Говорю об этом потому, что весовые устройства и трекеры, не предназначенные для коммерческого взвешивания, метрологическая служба не сертифицирует.

Чуть позже на предприятии нас ознакомили с набором различной техники, над разработкой и совершенствованием которой трудятся инженеры центра. Михаил Зимин, директор ТНПЦ «ТОМ» по развитию, подробно рассказал о системе транспортного мониторинга и возможностях дорожно-весовой чудо-техники.

– В центре разработана система контроля и мониторинга – ее название идентично имени предприятия – «ТОМ», позволяющая без остановки и замедления транспортного потока выявлять и фиксировать транспортные средства с превышением разрешительных осевых нагрузок и общего веса, а также габаритов на всех полосах движения. При необходимости система может быть дополнена модулем измерения скорости. Информация о проезде транспортного средства предоставляется в виде изображения с идентификационными данными, датой и временем проезда, регистрационным номером в виде текста и части кадра с номерным знаком. Также с ее помощью можно получить данные о превышении параметров по весу, размерам, скорости и т.д.

За рубежом системы взвешивания транспорта в движении применяются уже более 15 лет. Мы отобрали лучшие образцы, используя опыт мировых производителей, что позволяет нам получать характеристики, обозначенные в сертификате соответствия Международной организации законодательной метрологии. Например, система динамичного взвешивания представлена индуктивными датчиками – они монтируются в полотно автодороги, позволяя нам получать информацию о межосевом расстоянии транспортного средства, количестве осей и даже колес, а также весовыми датчиками кварцевого типа швейцарской компании «Kistler» – с них мы получаем данные о весовой нагрузке на ось.

Поскольку мониторинг осуществляется круглые сутки, то к нам поступает вся информация о количестве машин, их типе, скорости движения.

В системе измерения габаритов используются лазерные сканеры, что позволяет измерять все проезжающие транспортные средства и передавать данные в центральное устройство управления, осуществляющее их обработку и идентификацию транспортного средства с превышением допустимых габаритов.

Отмечу также, что при разработке системы мы используем материалы, сертифицированные в Евросоюзе, что упрощает ее адаптацию на отечественном рынке. 

В случае обнаружения транспортного средства, превышающего установленные ограничения, оно может быть перенаправлено на стояночную площадку или на пункт стационарных контрольных весов, интегрированных в систему «ТОМ».Такой транспорт идентифицируется системой как превышающий параметры и может быть подвергнут дальнейшему контролю с последующим документальным оформлением.

Разработанная система должна стать серьезным подспорьем и для дорожных служб, поскольку она обеспечивает полный мониторинг движения транспорта. Для статистики и получения всей аналитической информации ее данные очень важны, поскольку они накапливаются в электронной базе данных и интегрируются специальными системами дорожных служб.

 

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті