Конфликт как индикатор происходящего

Ситуация, сложившаяся в Одесском национальном медицинском университете со сдачей 446 иностранными студентами-выпускниками по специальности «Лечебное дело» и «Стоматология» лицензионного тестирования «Крок-2» получила широкий резонанс. По этому поводу было направлено открытое обращение в Минздрав, Минобразования, МИД, директору Центра тестирования профессиональной компетентности специалистов по высшему образованию при Минздраве. 

Суть конфликта в следующем: 102 иностранных студента не сдали тест, недобрав баллы, а работы еще 11 комиссия отклонила без объяснения причин. Таким образом, практически каждый четвертый студент-иностранец в этом году не сдал «Крок-2».

По результатам теста ректор вуза Валерий Запорожан издал приказ, в соответствии с которым иностранные студенты, не сдавшие экзамен, должны в обязательном порядке проучиться в ОНМедУ на платной основе дополнительный семестр (стоимость обучения за семестр колеблется от 1900 до 2550 долларов США) вместо повторной пересдачи теста через год. В противном случае они считаются отчисленными. 

Студенты сочли такой подход незаконным и обратились во все инстанции с просьбой разобраться. Причем рассмотреть ситуацию следует оперативно: выпускников выселяют из общежития, да и срок студенческой визы истекает через две недели после отчисления из вуза. 

Правда, спустя пару дней декан международного факультета ОНМедУ Павел Горячев встретился со студентами и разъяснил, что изданный ректором приказ носит рекомендательный характер. Честно говоря, такую формулировку довелось услышать впервые. Ведь приказ издается для того, чтобы его исполняли. В противном случае это уже не приказ… Да и что студентам делать дальше – неясно. Зато прояснилась причина произошедшего.

Из года в год сокращая бюджетное финансирование высших учебных заведений, Минобразования усиленно агитировало за привлечение внебюджетных средств. И главным источником их получения были контракты на обучение иностранных граждан. На коллегиях и совещаниях хвалили вузы, которым удалось привлечь наибольшее число иностранных студентов, ставили их в пример другим. 

Но за этим вполне благим и полезным начинанием скрывалась другая, менее известная сторона. К студентам-контрактникам относились куда более лояльно, чем ко всем остальным. Убедиться в этом мог каждый: проходя в первой половине дня мимо учебных корпусов большинства одесских вузов, можно было увидеть толпы иностранцев, которые отнюдь не торопились в учебные аудитории. Вузу невыгодно терять деньги, поэтому контрактников тянули изо всех сил и прощали им многое. Нередко бывало, что человек якобы учится в вузе, а на самом деле занимается бизнесом. И преподаватели видят его исключительно во время сессий.

Текущий контроль знаний студентов отсутствовал вовсе. Об этом шла речь на заседании ученого совета ОНМедУ. Систему, которая позволит выяснять уровень знаний не только во время сессий, но и в течение всего периода обучения, начнут вводить лишь сейчас. 

Шел разговор на ученом совете и о внедрении международных стандартов ISO серии 9000, в частности ISO/IWA 2 «Quality management systems. Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in education» – Системы менеджмента качества. На сегодняшний день действует вторая редакция стандарта, принятая в 2007 году (IWA 2:2007). В стандарте представлены руководящие указания по применению требований ISO 9001:2000 в образовательных учреждениях и пояснения, связанные с управлением качеством образования: применение информационных технологий для объективной оценки уровня подготовки студентов, оперативная корректировка содержания учебных дисциплин на основе выявленных несоответствий.

Принимая на учебу иностранных студентов, ОНМедУ обязан был еще несколько лет назад, а не только сейчас, внедрять международные стандарты ISO серии 9000, обеспечивающие жесткий приоритет качества образования. Дело это непростое, требует серьезной материальной, организационной, кадровой, системной подготовки. Требует времени в конце концов. Оно, к сожалению, было потеряно. Потому ситуацию приходится спешно догонять. 

Меня же сегодня больше всего интересует, постараются ли вуз и министерство замять конфликт. Или сложившаяся ситуация все-таки поможет выработать четкие критерии, не допускающие получения диплома о высшем медицинском образовании людьми с низким уровнем профессиональных знаний. А значит – защитить здоровье и жизнь пациентов от плохих врачей. Это самое важное.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті