Море начинается на берегу

 Совсем недавно в жизни Одесского морского национального университета произошло важное событие: вуз заключил с Администрацией морских портов Украины соглашение о сотрудничестве. Договор предполагает предоставление студентам мест для прохождения производственной практики на базе центрального аппарата АМПУ и в морских торговых портах страны.

– Для нас очень важно сотрудничество с профильным вузом с точки зрения перспективы. Необходимо, чтобы молодые специалисты приходили в АМПУ уже сегодня. Мы сосредоточены на развитии морских портов по целому ряду направлений – судостроение, проектирование и дноуглубление. Администрации нужны не только инженеры, но и управляющие флотом, юристы и финансисты. Мы формируем сильную команду, готовую работать с учетом высоких международных стандартов, и ждем студентов университета на практику и дальнейшую работу, – заявил руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс во время подписания договора.

Ректор ОНМУ Сергей Руденко считает, что реализация договора и дальнейшее углубление сотрудничества даст возможность студентам вуза приобрести практический опыт на ведущем предприятии морской отрасли. 

– В советское время, – рассказывает Сергей Васильевич, – существовала стройная система прохождения практики. Студенты направлялись на предприятия, а Минобразования оплачивало их труд. Но, как говорится, система канула в Лету. И эта задача всецело легла на плечи вуза. Теперь АМПУ обязуется решать вопрос с направлениями, будет обеспечивать создание надлежащих условий. Ведь и вуз, и АМПУ заинтересованы в том, чтобы подготовить высокопрофессионального специалиста. И чтобы он остался в Украине, работал на страну. Государство – это люди. Договор между АМПУ и ОНМУ дает возможность отслеживать потребность в специалистах морской сферы и готовить их на перспективу. Договор является одним из важнейших элементов программы университета по подготовке кадров для морехозяйственного комплекса страны.

– А какое количество студентов ежегодно проходит практику?

– Несколько тысяч. И, разумеется, всех их нужно обеспечить практикой.

– Но вследствие аннексии Крыма порты полуострова, а их пять, временно исключаются из общего списка украинских портов. На оставшиеся нагрузка возрастает.

– Естественно. Поэтому мы направляем студентов не только в порты, но и в судоходные компании, на другие предприятия морской сферы, включая морской бизнес. Хотя приоритет, конечно, отдаем портам.

Во времена бывшего СССР портов было больше, и наши студенты направлялись не только в черноморские морские торговые порты, но и на Балтику. И сегодня выпускники нашего вуза работают не только в Украине, но и в других государствах постсоветского пространства.

Мы в основном готовим кадры для портов – это инженеры-механизаторы, гидротехники, корабелы, специалисты транспортных технологий. Сегодня практически все наши выпускники трудоустраиваются без проблем

– Известно, что вуз направляет студентов на учебу в другие страны. 

– Направляем в США, Китай. И означает это развитие партнерских связей между вузами, укрепление международного сотрудничества, что перспективно и правильно. Над этим направлением мы постоянно работаем.

– Как вы оцениваете нынешнюю систему образования? Нужны ли реформы в этой сфере?

– Безусловно. У нас в стране сейчас сотни вузов различных уровней, включая частные. И многие из них не соответствуют своему определению. В этой сфере надо навести порядок. И с точки зрения подготовки специалистов, и с точки зрения их финансирования в таком количестве вузов нет необходимости.

– Является ли Украина сегодня морской державой?

– Очевидно, нет. Но может ею стать. Когда поднимается эта тема, многие говорят о флоте. У нас действительно нет своего флота. И создать судоходную компанию, какой было ЧМП, думается, по финансовым причинам невозможно. Да и нужно ли? В ЧМП было около четырехсот судов. Где взять грузы для такого их количества?

Но вопрос не только в том, что по большому счету у нас нет своего флота. Морская держава – это не только флот, но и судоремонтные заводы, которых у нас практически не осталось. Чтобы стать морской державой, необходимо восстановить всю морскую инфраструктуру. Ибо морская держава начинается на берегу.

 

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті