От билета к стратегии

Совсем недавно в Одессе во время презентации электронного билета для проезда в общественном транспорте министр инфраструктуры Владимир Омелян называл предложенный у нас проект лучшим, заслуживающим экспериментального внедрения и распространения в других городах Украины. Одним из главных конкурентных преимуществ Одессы называли работу уникального предприятия «Телекарт-прибор», где могли бы выпускаться электронные билеты. Это позволило бы значительно сократить расходы на внедрение новшества. 

Однако в итоге наш город не стал участником пилотного проекта. Первыми введут электронный билет Киев, Днепр и Львов, хотя о готовности перейти на новую безналичную систему оплаты проезда заявили семнадцать городов. Об этом Владимир Омелян сообщил во время встречи с бывшим министром экономики и транспорта Венгрии Янушем Коком, который выразил готовность поделиться опытом своей страны в этом направлении.

Правда, ничто не мешает территориальным громадам самостоятельно двигаться в направлении внедрения безналичной системы оплаты проезда. Именно поэтому сессия Одесской городской рады приняла решение «О внедрении автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования (АСУОП)» еще в марте этого года. 

В пояснительной записке к данному решению, в частности, говорится, что в современных условиях отсутствует реальный контроль за фактическим количеством перевезенных пассажиров. И не только тех, кто оплачивает проезд, но и льготников. Кроме того, игнорируются многие важные качественные показатели работы предприятий-перевозчиков – количество рейсов на каждом маршруте, требования к пассажировместимости и классу подвижного состава, соблюдение графиков движения. 

При этом возникает негативная, построенная сугубо на денежных взаимоотношениях связь «пассажир – водитель – перевозчик», где и водители, и перевозчики заинтересованы в оказании услуг как можно большему количеству именно платных пассажиров. 

– Не нужно думать, что АСУОП – это только электронный билет, – говорит директор НПЦ «Экономинформ» Георгий Хаскин. – Кроме внедрения системы безналичной оплаты проезда, новшество предполагает еще и создание автоматизированной системы диспетчерского управления и контроля общественного транспорта (АСДУК). Она помогла бы координировать и синхронизировать работу всех видов общественного транспорта за счет увязки интервалов движения в течение дня на пересекающихся маршрутах. В условиях крупного города это очень важно. 

Действительно, в мегаполисах мира уже давно ушли от оплаты наличными за проезд в общественном транспорте. 

Например, в Лондоне руководство и контроль за функционированием общественного транспорта выполняет публично-правовая корпорация «Transport for London», которая является подразделением администрации Большого Лондона. Оплата за проезд производится в системе «oyster card». С ее помощью пассажиры платят за пользование метро, автобусом, трамваем, пригородными электричками. 

В Гонконге оплата за проезд осуществляется в системе «Октопус» с помощью бесконтактной карты для электронных платежей. Сначала, в 1997 году, она появилась как средство оплаты проезда в метро, но потом быстро распространилась и на другие виды транспорта.

Но самой интересной для Одессы является, наверное, система, внедренная в Чехии. Карта транспортной сети в Праге позволяет реализовывать зональные тарифы, а также временные билеты, рассчитанные на 30 минут, полтора часа, один или несколько дней, месяц, три, пять или десять месяцев, год. Билеты могут быть как в электронном, так и в бумажном виде. В содружестве со всеми операторами мобильной связи компания «Прага Транзит» предоставляет пассажирам услуги по продаже билетов даже по SMS. Для этого непосредственно перед посадкой надо отправить SMS-сообщение на номер, указанный на дверях транспортного средства или на остановках. Буквально через 1-2 минуты придет электронный билет с указанным сроком действия. Не правда ли, просто и удобно? 

Механизм, позволяющий внедрить зональные тарифы, Одессе понадобится уже очень скоро, когда начнет работать трамвайная линия «Север – Юг» – ось, по которой, не пересаживаясь, не переплачивая за проезд, пассажир сможет добраться из одного конца города в другой. И система оплаты проезда на ней должна быть гибкой и дифференцированной. 

– Движение трамваев по трассе «Север – Юг» изменит всю транспортную матрицу Одессы, – считает Георгий Хаскин. – Придется также решать вопрос об изменении конфигурации некоторых автобусных маршрутов, но при этом значительно упростится процесс координации работы разных видов транспорта. 

В рамках гранта Всемирного банка реконструкции и развития в нашем городе проводятся исследования пассажиропотоков и работы транспорта общего пользования, а также логистики «город – порт». Специалисты, занимающиеся этой работой, ранее готовили аналогичные предложения для Киева. 

Надеюсь, что результатом станут реальные рекомендации по совершенствованию транспортной системы города и ценообразованию, учитывающему реальные затраты на обеспечение проезда пассажиров.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті