Лукавая либерализация

С 1 июля в Украине полностью упразднен механизм ограничений цен на товары для населения. Мотивировалось это необходимостью окончательного отказа от «советской отрыжки», каковой новоявленные экономические эксперты называют государственное регулирование цен. Впрочем, они, как и всегда, лукавят: на рынках всех высокоразвитых стран есть ценовой сегмент, находящийся в ведении государства и охватывающий примерно 10-30% товаров. К примеру, в Японии около 20% потребительских цен регулируется государством. И именно оно поддерживает приемлемый для потребителей уровень цен. Ничего зазорного в этом не видят, так как любая система для своего нормального развития должна иметь не только высокую степень свободы, но и набор сдержек и противовесов, которая позволяет учитывать интересы всех сторон – производителей, поставщиков, потребителей. Многолетний опыт разных стран подтвердил неэффективность как полной монополизации, так и абсолютной рыночной стихии, убедительно доказав преимущества экономики смешанного типа. Но у нас упрямо не хотят ориентироваться на этот опыт и продолжают утверждать, что все должен регулировать «сам рынок». Правда, такой подход все больше напоминает открытое лоббирование интересов фирм-производителей и импортеров, прежде всего в отношении продовольствия, лекарств и товаров первой необходимости. 

♦Все начиналось в США

Понимая, что слишком высокие цены приводят к усилению социального напряжения и росту преступности, систему регулирования первыми предложили американцы. И не отказываются от нее до сих пор.  

В августе 1971 года по инициативе администрации президента Р. Никсона был установлен централизованный контроль цен, в частности, на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерна, получают от министерства сельского хозяйства займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать на рынке и расплачиваться за заем частью выручки. Если рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных, установленных Конгрессом, то фермер может сдать урожай государству по этим ценам, погашая заем.

Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет справедливый уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены опускаются ниже, то продукты скупает государство. Они идут на бесплатные завтраки для школьников, помощь беднякам, продовольственную помощь и продажу другим государствам.

Не отстает и Европа 

Франция – одна из немногих промышленно-развитых стран, где долгое время существовал жесткий режим государственного регулирования цен, частично сохраняющегося и сегодня.

Правительство напрямую регулирует цены на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги и контролирует цены в условиях конкуренции. В случае нарушения правил ценообразования финансовый трибунал применяет санкции. 

В Дании существует довольно разветвленная система государственной под­держки фермеров, предусматривающая государственные гарантии на займы и льготные рентные условия для капитального строительства, дренажных и оросительных работ, внедрения энергосберегающих систем. Молодым фермерам, купившим собственное хозяйство, предоставляются льготные кредиты.

В Швеции приняты и действуют закон о регулировании цен и закон об обязательности предоставления сведений о ценах и условиях конкуренции. Государство имеет право устанавливать максимальный уровень цен для отдельных товаров, вводить порядок, при котором повышение цены допускается только после подачи предварительного уведомления об этом и обоснования размера этого повышения.

Существует государственная монополия на спиртное, аптечную торговлю, почтовые и коммуникационные услуги. Кроме того, государство жестко регулирует закупочные цены на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции: зерно, молоко, мясо, яйца, ряд других продуктов питания и сельскохозяйственного сырья. Ежегодно в переговорах между правительством и объединением сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей устанавливается уровень цен на продовольственные товары. 

Важный источник средств для субсидирования шведского сельского хозяйства – таможенные сборы на импортируемое сырье. Они устанавливаются в размере разницы между более высокими ценами внутреннего рынка и ценами внешнего рынка.

Особая сфера – цены на жилье. Если они слишком высоки, государство выдает жилищные субсидии и займы. 

Следует отметить, что с учетом роста цен на товары, входящие в минимальную потребительскую корзину, ведется индексация доходов населения (один раз в год).

Как видим, цивилизованный рынок работает по совершенно иной схеме, нежели та, которая настойчиво внедряется в Украине. Нецивилизованный же, как известно, сталкивает страну вниз по показателям экономического и социального развития, обрекая граждан на обнищание, безработицу, короткую жизнь. Зачем и кому это выгодно сегодня?

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті