О реформе без надрыва

Принятый осенней сессией Вер­ховной Рады Закон Украины «Про освіту» породил вокруг себя массу спекуляций и недопонимания. Наша корреспондентка попыталась про­анализировать реакцию граж­дан на эту новацию законодательства и уточнить ключевые положения реформы образования.

По данным Министерства образования и науки, только 10% родителей школьников и 15% учителей довольны качеством среднего образования в Украине.

На государственном уровне дискуссия о школьной реформе длилась более трех лет. В правительстве неоднократно заявляли, что она является одним из приоритетов государства. Пятого сентября 2017 года Верховная Рада Украины приняла Закон «Об образовании», непосредственно касающийся интересов нескольких миллионов человек: учителей, школьников и их родителей. 

Концепция новой украинской школы породила бурное обсуждение. Противники реформы, играя на языковом вопросе, отмечают, что лишение русскоязычных граждан права на образование на своем родном языке будет иметь серьезные политические последствия и усилит раскол в обществе. Они утверждают, что число недовольных вырастет настолько, что запрос на полную перезагрузку власти может дойти до критической точки.

Если люди старшего поколения с опас­кой, непониманием и пока настороженно относятся к закону, то молодежь настроена достаточно оптимистично, видя в реформе позитивное значение для евроинтеграции. А малышам уже сегодня стало комфортнее учиться.

Наблюдение за спорщиками показывает, что как активные критики, так, впрочем, и некоторые их восторженные оппоненты еще не успели разобраться в новациях, а громче всех о вреде реформ кричат политические спекулянты. Самыми обсуждаемыми вопросами стало введение 12-летнего школьного образования и переход на украинский язык обучения. 

Тех, кто боится быстрых перемен, спешу успокоить: реформа не затронет учебный календарь на 2017 год, а изменения школьной программы будут происходить постепенно. На первом этапе реформы будет обновлена программа начальной школы. В целом же на внедрение всех изменений понадобится 13 лет. Министерство образования хочет изменить сам принцип работы школ: учеников обещают не перегружать уроками, а учить нужным в жизни навыкам.

 Как в начальной, так и в старшей школе уберут устаревшие программы и темы, оставят не больше девяти предметов. В обязательный курс войдут украинский язык, литература, иностранный язык, история, дисциплины «Человек и общество», «Человек и природа», математика, физкультура, «Защита отечества». В школу дети смогут пойти в шесть или семь лет. Первый набор должен начаться 1 сентября и закончиться не позднее 1 июля 2018 года. Школьное образование рассчитано на 12 лет. Его разделят на три уровня с экзаменами после каждого:

– начальная школа (1-4 классы);

– базовая школа (5-9 классы – гимназия);

– профильная школа (10-12 классы) или лицеи академического или профессионального направления.

По окончании профессионального обучения выпускник сможет работать или продолжить обучение в вузе. Академическая школа предполагает углубленное изучение предметов и поступление на первый курс вуза.

После реформы образования украинские школьные аттестаты будут признаны в Европе.

По окончании школы выпускники при­об­ретут так называемые сквозные умения: чтение с пониманием, умение выражать свое мнение устно и письменно, критическое и системное мышление, способность логически обосновывать позицию, креативность, инициативность, умение управлять эмоциями, оценивать риски, принимать решения, решать проб­лемы, способность сотрудничать с другими. В образовательном процессе используется государственный язык.

В учебных заведениях с 2018 года классы с преподаванием предметов на языках национальных меньшинств будут только в младшей школе, а с 5-го класса оно по всем предметам полностью перейдет на украинский. Законом предусмотрено, что для представителей других народов, живущих в Украине и говорящих на других языках, а также для говорящих на официальных языках Европейского Союза, организуют отдельные классы. 

Новая школа будет работать на основах «педагогики партнерства», изменен и подход к оцениванию. Оценки отныне служат для анализа индивидуального прогресса и должны восприниматься как рекомендация к действию, а не осуждение в случае относительно невысоких результатов.

Также планируется повысить квалификацию учителей младших классов, составить новые учебники, создать нацбазу электронных учебников и курсов, ввести в школах электронный документооборот для школьников и учителей.

Реформа образования предусмат­ривает добровольную сертификацию учителей и создание национального агентства обеспечения качества образования. Кроме того, должны появиться национальные центры профессиональных квалификаций и разработки этой системы.

В целом школьная реформа представляет собой принципиально новый подход к образованию, позиционированию учителя и ученика и направлена на выработку новых социальных ценностей. 

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті