Приоритет – развитию инфраструктуры

Застать в рабочем кабинете заместителя председателя Одесской областной рады Юрия Димчогло, впрочем, как и других ее руководителей, удается не часто. Что ни день, то очередная командировка в район, участие в открытии нового предприятия, медицинского учреждения, участка отремонтированной трассы или другого объекта. Тем не менее Юрий Дмитриевич нашел в своем плотном графике окно и ответил на вопросы корреспондента «ОВ». 

– Юрий Дмитриевич, сегодня дорожная тема – доминирующая в задачах, стоящих перед областью. На строительство и ремонт трасс выделены немалые ресурсы. Ждут качественных дорог и портовики дельты Дуная. Например, в порту Усть-Дунайск никак не дождутся, когда же начнется ремонт дороги Струмок – Килия. 

– За последние два года в области построено столько дорог, сколько не делалось за десять лет. Практически на стадии завершения – капитальный ремонт трассы Одесса – Рени, надеюсь, что до конца октября работы будут закончены. Возможно, незначительный ямочный ремонт кое-где еще надо будет выполнить, но километровых проблемных участков на трассе уже не будет. Капитальный ремонт дороги Струмок – Килия тоже есть в планах на нынешний год, и думаю, что в ноябре, после сдачи трассы Одесса – Рени, сможем уже начать работы и на этом объекте.

А вообще, до конца года все районные центры должны быть уже с нормальными дорогами. Нам необходимо также уделить внимание и таким стратегически важным дорогам, как Болград – Рени и Болград – Тарутино.

– По принятому Верховной Радой в ноябре 2016 года закону создается Государственный дорожный фонд Украины, и с 2018-го все дороги местного значения перейдут на баланс области и будут получать дотации из этого фонда.

– Мы надеемся на это, потому что в этом году заканчивается действие договора по «Таможенному эксперименту». Мы благодарны одесским таможенникам, перечислившим в бюджет области большие объемы финансовых средств – на сегодня это уже больше двух миллиардов гривень, что позволило нам обеспечить финансированием работы на трассе Одесса – Рени и даже часть денег выделить на другие дороги. Рассчитываем, что теперь как минимум полтора миллиарда мы будем получать из дорожного фонда. Области ежегодно необходим минимум миллиард гривень на поддержание и текущий ремонт дорог.

У нас три магистральные трассы: Одесса – Николаев, Одесса – Киев и Одесса – Рени. В этом году мы приводим их в порядок. В следующем будем заниматься межрайонными дорогами, а параллельно, возможно, и внутри районов что-то делать. Кроме того, планируем в 2018 году привести в порядок дороги, связывающие между собой райцентры области. А в 2019-м планируем где-то обновить, а где-то и построить дороги, связывающие райцентры с селами. И таким образом в течение трех лет мы должны улучшить состояние дорожной сети области, которой, чего греха таить, не занимались более десяти лет.

– Перевозчики, обслуживающие областные маршруты, сетуют, что качество работ на трассе Одесса – Рени оставляет желать лучшего, потому что на некоторых участках дорожное полотно уже после ремонта повреждено.

– Я бы посоветовал перевозчикам обращаться в Службу автомобильных дорог Одесской области, которая является заказчиком. Чтобы служба обратила внимание на качество выполненных работ на отремонтированных участках. Дело в том, что сегодня Облавтодор при заключении договоров настаивает на десятилетней гарантии. И если возникают какие-то проблемы, то подрядчик, выполнявший работы, должен за свой счет устранять брак, недоделки.

– Теперь по поводу строительства паромной переправы Орловка – Исакча. Ранее были проблемы с разрешительными документами у инвестиционных фирм NavRomBac и «Паромный комплекс «Орловка». Как обстоят дела сейчас?

– К сегодняшнему дню с украинской стороны выполнено около 80 процентов всех строительных работ. Украина в лице инвестора ООО «Паромный комплекс «Орловка» готова к марту 2018 года ввести объект в эксплуатацию и передать построенный комплекс государственной комиссии. А дальше уже все будет зависеть от того, как она отработает. Думаю, что все будет сделано быстро и в течение месяца объект будет принят государством в эксплуатацию.

С румынской же стороны процесс идет намного медленнее, хотя объем работ у них значительно меньше.

– Создается впечатление, что Румы­ния меньше заинтересована в паромной переправе, чем наша страна. 

– Нет, тут проблема в том, что Румы­ния является членом Евросоюза, а все крупные международные проекты согласовываются с Брюсселем. Соответственно, процедура согласования там другая, более длительная. Мы все согласования прошли, процедурные вопросы завершили. Румыны тоже получили разрешение на строительство, но до конца не доведена процедура согласования, и соответственно у них темпы работ более замедленные. Но, по крайней мере, обе стороны – NavRomBac и «Паромный комплекс «Орловка» – уже подписали протокол, согласно которому строительство переправы с обеих сторон должно быть завершено до 30 марта 2018 года. 

– Сегодня уделяется много внимания альтернативным источникам энергии. В области построено немало солнечных электростанций, но энергия ветра еще используется недостаточно, хотя на государственном уровне принят ряд законодательных актов по развитию «зеленой энергетики».

– У нас одна из самых солнечных областей, в южных районах 320-340 солнечных дней в году. Соответственно, мы являемся в инвестиционном плане одним из наиболее привлекательных регионов в Украине. Кстати, самый южный населенный пункт Украины сегодня – село Орловка, а южная точка – мыс южнее Вилково в дельте Дуная. Областные власти однозначно за развитие энерго­сберегающих технологий, использование альтернативной энергетики, разрабатывается много проектов. В регионе уже девять действующих солнечных электростанций, и считаю, что параллельно надо строить ветряные станции. Тем более, что у нас в Межлиманье, охватывающем Татарбунарский и Килийский районы, даже начиная от Затоки и до Вилково,  где холмистая местность переходит в морское побережье, наблюдаются постоянные ветры и можно спокойно строить «ветряки». Закон сегодня это позволяет нам, компенсация «зеленого тарифа» уже хорошая, продуманная, а инвесторы есть. Уверен, что скоро бизнес начнет реализовывать такие проекты. Естественно, область готова оказать всяческую поддержку, поскольку речь идет о средних и крупных инвестициях. Самая маленькая станция имеет мощность два мегаватта, а, как правило, строят на 10, 20 и 30 мегаватт.

– Несколько лет назад жители восьми сел Измаильского, Болградского и Ренийского районов обращались к депутатам областной рады с просьбой содействовать в вопросе строительства ветки газопровода, предложив в качестве финансирования использовать часть средств, полученных ими от продажи будущего урожая.

– На сессии областной рады этот вопрос не рассматривался, поскольку сегодня государство не поддерживает строительство газопроводов в сельской местности. Понятно, что с газом комфортнее, но перед нами поставлена задача максимально сократить потребляемые объемы газа и развивать альтернативные источники, переходя на пеллетные, брикетные и пиролизные котлы.

– Каковы сегодня приоритеты области в аграрном секторе?

– В сельском хозяйстве мы, в рамках разработанной государственной программы, должны сделать акцент на поддержке птицеводства, овцеводства и животноводства в целом. Потому что у нас регион действительно уникальный: в южных районах прекрасные условия для развития овцеводства, в северных – для увеличения поголовья крупного рогатого скота, а для птицеводства – на всей территории области. Тем более, что у нас есть чем кормить птицу – работают комбикормовые заводы. Проблема в том, что на региональном рынке сегодня ведущую роль играют монополисты – «Гавриловские курчата» и другие, которые в свое время получили финансирование в ЕС. Но раньше они закупали птицу в США, и это еще хуже, а сегодня наблюдается рост производства и продукция даже идет на экспорт.

– Состояние учреждений здравоохранения в районах сегодня оставляет желать лучшего. Нередки случаи отказа в оказании медицинской помощи ввиду отсутствия средств у малообеспеченных слоев населения.

– Как известно, сегодня на рассмот­рении в Верховной Раде находится законопроект о медицинской реформе в Украине. Думаю, что нам, чтобы выйти из тупика, надо незамедлительно, без проволочек принимать закон об обязательном медицинском страховании. Как это сделали в Европе и несколько лет назад в Молдове. Хотя у наших соседей ситуация была намного хуже, сегодня благодаря обязательному медицинскому страхованию 70-80% жителей Молдовы – работающие граждане, бюджетники, военнослужащие, пенсионеры, имея медицинский сертификат, получают в клинике всю необходимую помощь. Конечно, если человеку необходимы сложная операция или дорогостоящие импортные лекарства, то без значительных сумм не обойтись. Но, по крайней мере, никто там, если не считать безработных и бомжей, без медицинской помощи не остается.

– Помнится, в разработанной вами программе развития украинской Бессарабии был пункт об открытии бесплатных диагностических центров в райцентрах.

– Мы работаем в этом направлении. Сейчас готовим к принятию программу, по которой ведущие специалисты, например, хирурги областных медицинских учреждений, будут в плановом порядке выезжать, как это делалось в советское время, в районы, принимать там людей и даже оперировать.

– В связи с этим важным представляется вопрос обеспечения села квалифицированными медицинскими кадрами. Как заинтересовать выпускника медучилища или университета, чтобы он вернулся в район?

– Медработники должны быть социально защищены. Получить там дом от сельской рады, иметь достойную зарплату, чтобы обеспечить себя в районе всем необходимым.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті