Весостроение: развиваться, сохраняя традиции

Недавно из Киева, Запорожья, Броваров, Славянска и других городов Украины в Одессу приехали для встречи руководители предприятий, производящих весоизмерительное оборудование. Поводом для заинтересованного диалога стало 25-летие одного из лидеров украинского весостроения – одесского технического научно-производ­ственного центра «ТОМ» («Точное определение массы»).

Не только морские ворота… 

Как известно, Одесса в свое время была не только морскими воротами страны, но и центром машиностроения. Достаточно вспомнить такие гиганты отрасли, как завод сельскохозяйственного машиностроения ЗОР, Одесское станкостроительное производственное объединение, именуемое в обиходе «Радиалка», объединения «Микрон», «Кислородмаш» и «Холодмаш», заводы «Центролит», «Продмаш», «Станконормаль»... 

Что же касается производства весов, то на улице Иванова (ныне Дальницкая) располагался единственный в стране завод тяжелого весостроения имени 

П. Старостина. Позже, когда стали создаваться производственные объединения, он получил название ПО «Точмаш», передислоцировавшись на ул. Фрунзе (ныне Балковская).

К сожалению, почти все из перечисленных предприятий прекратили свое существование либо существуют, как говорится, на бумаге, сдавая производственные площади в аренду.

Но все это – день вчерашний. А что сегодня?

Пример ТОМа, созданного в 1992 году, в первый же год независимой Украины, свидетельствует о том, что даже в сложных экономических условиях можно выпус­кать промышленную продукцию, которая будет иметь спрос на рынке. А с учетом реализации в Украине государственной программы по восстановлению и развитию дорожной инфраструктуры потребность в массовом производстве точных весов, с помощью которых можно было бы контро­лировать, к примеру, вес, перевозимый грузовым автотранспортом, возрастает.

Делали, что умели

Но прежде чем говорить о перспективах, коллеги вспоминали события четвертьвековой давности.

– Создавая вместе со своим партнером Анатолием Григорьевичем Цимбалюком новое предприятие, долго думали над тем, чем будем заниматься, – рассказывает учредитель ТНПЦ «ТОМ», кандидат технических наук Михаил Никитинский. – Я сказал ему тогда: «Давай заниматься тем, что нам знакомо и что мы умеем». И мы начали выпускать весы – и небезуспешно. При создании фирмы руководствовались принципом, суть которого в том, что предприятие должно развиваться по инновационному пути, выпуская продукцию, которую до нас еще никто не производил. И действительно, в первые же годы независимой Украины мы выпустили автомобильные, затем вагонные весы, потом весы, измеряющие вес при движении вагонов и даже оснащенные системой распознавания номеров вагонов при их движении, оборудованные компьютерной техникой и серьезным программным обеспечением.

Но без основательной научной поддержки и новых разработок ученых своей альма-матер (некогда руководитель центра «ТОМ», выпускник одесского политеха, работал в институте на кафедре подъемно-транспортных машин) было не обойтись.

– В 1993 году, когда я возглавлял кафедру вычислительных машин, которую позднее переименовали в кафедру с интригующим названием КИСС – компьютерных интеллектуальных систем и сетей, мне позвонил Михаил Павлович Никитинский и предложил разработать новую серию приборов, – рассказывает Николай Копытчук, бывший проректор Одесского национального политехнического университета. – Мы сколотили на кафедре творческую бригаду и начали работать. У Никитинского были хорошие механики, которые умели встраивать датчики, строить весовые платформы, аксессуары для весоизмерительной техники, но точной цифровой аппаратуры еще не было. 

Считаю, что десятилетие с 1993-го по 2003 год было самым счастливым в моей жизни – мы действительно творили, выпуская каждые два-три месяца новый прибор. Было что показать и чем похвастать. Помню, как в 1997 году наш стенд на выставке, проходившей в Украинском Доме в Киеве, посетил Президент Леонид Кучма. Он с сопровождавшими его официальными лицами подошел к стенду, постоял и собирался уходить. Но я объяснил ему, что у нас все приборы в рабочем состоянии, предложив Президенту проверить свой вес на новейшей технике. И он, не колеблясь, согласился, после чего его примеру последовали все министры, руководители областей. 

Науку не предали

 – Каковы перспективы украинской весостроительной отрасли? 

– Убежден, что у наших производителей весов есть будущее. Недавно, кстати, археологи откопали фрагменты весового устройства, которому больше миллиона лет. Весы будут вечно, хотя бы потому, что без знания точного веса невозможны торговля и в целом развитие экономики любого государства.

Конечно, сегодня мы можем только сожалеть о прежних достижениях. По статистике, Украина к началу-середине 80-х годов занимала первое место в мире по концентрации научно-технического потенциала. Ведь всю промышленную продукцию, включая космические ракеты, суда и тому подобное выпускали у нас.

Но сегодня в стране есть частные предприятия, во главе которых остались фанаты своего дела, люди, которые не пошли в торговлю или банковскую сферу, приносящие быстрые деньги, а остались преданы избранной научно-технической профессии. Один из них – Михаил Павлович Никитинский, создавший предприятие, которое выпускает необходимую стране продукцию. 

В связи с этим достаточно привести такой факт: ТНПЦ «ТОМ» на протяжении многих лет выигрывает проводимые НАЭК «Энергоатом» тендеры на поставку систем дистанционного контроля усилий канатов натяжения для энергоблоков украинских АЭС. В напоминание об этом на юбилейном вечере одесским весостроителям вручили символический подарок – макет реактора Запорожской атомной электростанции. 

С учетом стандартов ЕС

– Нашему предприятию в этом году тоже 25 лет, – сообщил мне соучредитель группы компаний «Мир весов» (Киев – Бровары) Сергей Синегуб. – Мы давно сотрудничаем со своими одесскими коллегами. И можно сказать, что вместе стояли у истоков весостроения независимой Украины, совместно создавали Ассоциацию украинских весостроителей «Укрвага», входящую в CECIP – Европейскую ассоциацию производителей весового оборудования. 

Сегодня ситуация на внутреннем рынке непростая, в связи со всеми социальными катаклизмами и общим состоянием экономики, но жесткой конкуренции все же нет. Каждое предприятие заняло свою нишу на рынке: одни специализируются на автомобильных весах, другие на вагонных, третьи на оборудовании для АЭС, на поставках комплектующих к электронике и так далее. 

И в целом у нас получается выпускать в Украине качественную продукцию, которая готова быть достойно представлена на внешнем рынке.

– И все же директора наших предприятий стараются покупать дорогое европейское весовое оборудование, игнорируя призывы поддержать отечественных производителей. Как сломить их менталитет?

– Очень просто. Для этого нужно принять европейские стандарты качества и выпускать продукцию по требованиям Евросоюза, а не по тем, которые существуют в Украине. Когда мы полностью перейдем на стандарты ЕС, то наша продукция, – нимало не сомневаюсь, – будет не хуже, чем немецкие, датские, финские весы. У нас очень много разработок в области весостроения, но если мы не перестроимся под требования рынка, не изменим подходы, то не сможем конкурировать с западными производителями и с каждым годом будем отставать. Но уверен, что этого не произойдет, пока в Украине есть специалисты, которые следят за достижениями науки и стремятся внести в дело что-то свое.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті