Алеппо в огне

Катастрофа в Алеппо стала еще ощутимее, когда РФ и Китай ветировали резолюцию Совбеза ООН, содержавшую требование прекратить боевые действия и предоставить коридор гуманитарным организациям. «Мы не нашли решения, потому что Россия сосредоточена на своих военных успехах, а не на помощи жителям Алеппо», – заявила заместитель постпреда США Мишель Сисон. 

При поддержке России в Алеппо разворачивается наступление на повстанцев, контролирующих восточную часть города. С начала операции беженцами стали десятки тысяч граж­дан – если ранее здесь проживало около 250 тысяч человек, то сейчас – не более 150 тысяч. Сотрудники ООН пытаются создать достаточное количество временных убежищ вокруг города. Они заявляют о гуманитарной катастрофе и «гигантском кладбище».

Не так давно политики и эксперты задавались вопросом, чего следует ждать национальным и религиозным меньшинствам в Сирии в случае победы исламистов. «Куда реже задают встречный вопрос: какой мести стоит ждать от сирийских властей в случае победы президента Асада?» – пишет руководитель бюро Фонда имени Генриха Белля в Бейруте Бенте Шеллер на страницах швейцарской газеты «Neue Zuercher Zeitung». На самом деле, полагает автор, сирийский режим «начал мстить задолго до того, как всем стало ясно, чем закончится восстание, и проявлялось это в расстреле мирных демонстраций в самом начале конфликта». Сирийские власти, говорится далее, прямо с больничных коек помещали под арест раненых демонстрантов, преследовали сирийских врачей, которые оставались верны клятве Гиппократа и лечили людей независимо от их политических воззрений. Кроме того, режим целенаправленно бомбил больницы. К примеру, в восточном Алеппо уничтожены все без исключения госпитали. «Судя по всему, сирийский режим хочет преподать максимально болезненный урок гражданскому населению», – говорит Шеллер. То, что, несмотря на невыносимые условия, люди не сдавались, было связано с отсутствием реального выбора: ведь тот, кто сдавался, рисковал оказаться арестованным или даже убитым. Только за первые два дня недавнего наступления в лагеря были брошены две тысячи мужчин призывного возраста, говорится в статье. 

Пятого декабря Россия заявила, что «начнет обсуждать с США вопросы по выводу обороняющихся повстанцев, причем те, кто откажется уйти, будут считаться террористами, по которым следует вести огонь на поражение», – сообщает Энн Барнард из «The New York Times». Вряд ли США и России удастся достичь согласия по этому вопросу, так как среди боевиков в восточной части Алеппо есть и выходцы из «Аль-Каиды», объявленной Россией террористической организацией. Одновременно американцы поддерживают другие вооруженные группы, противостоящие Асаду.  По словам  пресс-секретаря Госдепа  Марка Тонера, «существует умеренная сирийская оппозиция, которая не заслуживает того, чтобы ее бомбили, пока она не сдастся, и так с ней поступать не следует».

Повстанцы Алеппо выразили готовность скорее сражаться до последнего вздоха, чем принять предложение России, которая вызвалась обеспечить им коридор из города и прекратить огонь, сообщает «The Times». Повстанцы предупреждают о переходе к партизанской войне, которая повлечет за собой новые жертвы. «Но куда больше крови может пролиться, если сирийские власти вновь вернут контроль над людьми, сопротивлявшимися им на протяжении долгих лет», – считает Бенте Шеллер. Это касается не только людей, которые проживают на освобождаемых территориях, но и беженцев, которых отправят обратно в Сирию. В Ливане их, к примеру, свыше миллиона. «Как только Асад объявит об окончании войны, многие воспримут это в качестве долгожданного повода к депортации – в том числе и в Европе. В итоге мирные сирийцы и далее будут гибнуть, правда, не так публично», – заключает Шеллер.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті