Радость узнавания и ожидание продолжения

Есть категория хронически недовольных ОМКФ людей. Их ничем не исправить, пусть хранят, как святыню, свой скепсис. Организаторов Девятого Одесского международного кинофестиваля если в чем и стоит упрекнуть, то это в выборе фильмов для церемоний открытия и закрытия. Ни «Женщина на войне», ни «Освобожденные» не являются такими кинопроизведениями, которые интересны абсолютно для всех категорий зрителей, могут сплотить и воодушевить огромный зал, как было в свое время с «Артистом» Хазанавичуса. А ведь это важно – задать тон кинофоруму и поставить яркую точку.  

Если поискать пример объединяющего фильма в фестивальной программе, то это показанный шедевр американского режиссера Гаса Ван Сента «Не волнуйся, он далеко не уйдет» с Хоакином Фениксом и Руни Марой. «Меня зовут Джон, я алкоголик», - говорит в начале фильма искалеченный герой Хоакина Феникса, правда, реальная история прикованного к инвалидной коляске карикатуриста Джона Каллахана несколько отличалась от киношной. Каллахан попал в аварию в возрасте 21 года, Хоакину Фениксу за сорок, этот факт не вуалируется никаким особым гримом. В финале видим уже не алкоголика, а зрелого и счастливого, несмотря на инвалидность, человека, которому несчастье помогло стать самим собой, не утонуть в пьяном беспамятстве и пройти пресловутые «двенадцать шагов» к трезвости. Название фильму дала забавная карикатура: на белом листе видим фигуры полицейских, в пылу погони за преступником обнаруживших пустую перевернутую инвалидную коляску. «Не волнуйся, он далеко не уйдет», – говорит один из копов напарнику…  Вдвойне подняла бы настроение такая лента на церемонии! Ведь всем нам хочется верить в возможность счастья вопреки невзгодам. А вот нашумевший «Донбасс» Сергея Лозницы вряд ли способствует объединению людей, давя на болевые точки конфликта… 

Кого наградили на фестивале? Начнем с кино, которое еще не снято.  В заключительный день работы Film Industry Office были оглашены победители конкурсов профессиональной секции.  ОМКФ поддержал проект «Неудобная память» об операторе Одесской киностудии Леониде Бурлаке (режиссер Игорь Иванько). Имеет отношение к Одессе и лучший проект Work in Progress «Цензорша» (режиссер Петер Керекеш). Все съемки фильма будут проводиться в Одессе, а главной героиней станет сотрудница местной колонии, которую сводит с ума  любовная переписка заключенных – неужели они более счастливы в любви, чем она?.. Проект «Мои мысли тихие» (режиссер Антонио Лукич) получил приз от WOG – официального топливного партнера, сертификат на тысячу литров топлива. Были поддержаны фестивалем и проекты хорватского и польского сериалов – будем посмотреть!

Лауреаты наград ФИПРЕССИ:  лучшим украинским полнометражным фильмом по решению как членов жюри Международной федерации кинопрессы, так и международного жюри, стал фильм «Дельта» (режиссер Александр Течинский проводил съемки в Вилково), а лучшим украинским короткометражным фильмом – «Магнитная буря» (режиссер Игорь Ганский расследует природные катаклизмы и кибератаку годичной давности). Победители получили дипломы от членов жюри ФИПРЕССИ – Сергея Васильева – младшего, Роберта Хортона и Саньина Пейковича, а «Дельта» еще и «Золотого Дюка». 

Гран-при, как известно, на ОМКФ определяется путем зрительского голосования.  Симпатии зрителей были отданы художественному фильму «Хрусталь» режиссера из Беларуси Дарьи Жук. Кинолента создана в 2018 году в копродукции Беларуси, Германии, России, США.  Тут, вероятно, сработала радость узнавания: все мы помним девяностые, когда на предприятиях рассчитывались своей же продукцией, например, хрусталем… 

Жюри же отметило киевлянку Тоню Ноябреву как лучшего  режиссера национальной конкурсной программы за гораздо более оригинальный фильм «Герой моего времени» – о молодом провинциале, стремящемся покорить столицу и в перспективе Европу, но ведь есть еще украинская бюрократия... Здесь уже радость узнавания наших дней с реальностью, где немалое место принадлежит торговым центрам и галереям современного искусства.  В сентябре состоится выход «Героя моего времени» в прокат. 

Тоня  – дочь известного актера и режиссера Ильи Ноябрева и актрисы Светланы Ноябревой, значительную часть детства провела в Одессе, ирония и юмор у нее в крови, и Гран-при вполне мог бы достаться ее фильму, но зрители, как мы уже знаем, решили иначе…

Лучшим фильмом международной конкурсной программы жюри назвало «Жалость» Бабиса Макридиса (Греция. Польша). Бабис Макридис  получил также приз за лучшую режиссуру. Парадоксальная история деформации сознания  адвоката по уголовным делам – законник жестоко расправляется со своими близкими под музыку Моцарта, ну, клиника, конечно, жутчайшая, хоть сделан фильм профессионально. Современный мир имеет и мрачные стороны. Одна из них – жизнь трансгендеров, людей, чувствующих себя неуютно в собственном, пусть даже здоровом, теле.  Приз за лучшую роль  получил юный бельгийский актер Виктор Полстер, сыгравший в фильме Лукаса Донта «Девушка» роль Лары, пятнадцатилетней балерины, сидящей на гормонах в ожидании операции по смене пола. Порой только смена освещения в кадре позволяет нам увидеть то очаровательную девушку, то жалкого парнишку с накрашенными губами, и если врачи еще стараются, как говорится, семь раз отмерить, прежде чем один отрезать, то Лара в минуту отчаяния своей рукой отсекает «лишнее»…  Ответа на вопрос, как решать подобную проблему, фильм не дает, но от этого боль Лары не становится менее значимой или надуманной.

Лучшая актерская работа в национальной конкурсной программе – Анастасия Пустовит в фильме Марыси Никитюк «Когда падают деревья», в целом, не завоевавшем сердца публики, но талантливая девочка Настя без награды остаться не могла. Лучший украинский короткометражный фильм – «В радости и только в радости» Марины Рощиной. Лучший европейский документальный фильм – «Домашние игры» Алисы Коваленко. На церемонии закрытия девятого ОМКФ его президент Виктория Тигипко вручила специальный приз «Золотой Дюк» за вклад в киноискусство почетной гостье – британской киноактрисе Жаклин Биссет, крестной матери Анджелины Джоли. Актриса несколько занервничала: ведь она продолжает сниматься, на покой уходить и не думает, свой вклад еще не считает до конца внесенным. Говорят, пошло и некрасиво приезжих звезд спрашивать: «Как вам понравилась Одесса?». Жаклин Биссетт сама, выйдя на сцену оперного театра за «Золотым Дюком», рассказала, как красив наш город, и как ей хочется через год вернуться на фестиваль уже в качестве члена жюри. Отличная мысль! Гостья провела в рамках фестиваля творческую встречу, как и голливудская звезда Эрик Робертс (брат той самой «Красотки»!) звезда французского кино Дени Лаван, звезда отечественного кино Ада Роговцева (получившая «Золотого Дюка» за вклад в киноискусство на церемонии открытия), режиссер Наоми Кавасе, киноведы, историки кино, голливудские продюсеры и кастинг-директоры. И тот факт, что на все эти встречи, как и на показы фильмов, было сложно заказать билет (в онлайн-системе, введенной в этом году, все в конце концов разобрались), свидетельствует: фестиваль востребован, интерес вызывают как уже отснятые, так и находящиеся в процессе создания фильмы. Параллельная арт-программа, немое кино на Потемкинской лестнице, клубные и пляжные вечеринки – насыщенные фестивальные дни промелькнули быстро. И уже хочется продолжения… 

На снимке: Виктория Тигипко и Жаклин Биссетт

Рубрика: 
Район: 
Выпуск: 

Схожі статті