Бывая на 15-й станции Большого Фонтана, не перестаю удивляться прозорливости и мудрости тех, кто практически рядом построил здесь городскую больницу, госпиталь и санаторий. Утопающая в зелени окраина, расположенная в непосредственной близости от моря, - действительно прекрасное место для организации лечебно-оздоровительного процесса.
Госпиталь инвалидов войны на протяжении многих лет является главным медицинским учреждением, где в терапевтическом и неврологическом отделениях получают необходимую помощь те, кто на нее уже и не рассчитывает, - очень пожилые ветераны. Совсем недавно здесь открылось отделение по сопровождению инвалидов войны и участников АТО. Загрузка госпиталя составляет 90% и более.
- В условиях, когда происходит разделение первичной и вторичной медицинской помощи, нашему контингенту приходится нелегко, - говорит главный врач госпиталя Петр Волков. – Ветеранами и инвалидами войны занимаются все, но получается, что иногда не занимается никто. У нас же накоплен многолетний опыт работы, мы знаем, как вести наших пациентов, чтобы получать положительный результат. Работают врач ЛФК, два психолога. Но на низкие зарплаты трудно найти кадры. Есть должности трех ординаторов – семейных врачей, но они пока не заняты. Нет заведующего отделением по сопровождению инвалидов войны и участников АТО. Нужны в госпитале повара, бухгалтеры, экономисты. Не хватает примерно трети сотрудников. У нас остаются только те, кто хочет по-настоящему помогать людям. Наши сотрудники делают мелкие ремонты, высаживают деревья. Я высадил 300 кустов роз на территории. Это самая лучшая отдушина.
К сожалению, специалисты в поликлиниках, которые занимаются инвалидами войны, делают это на общественных началах. Эти люди постоянно меняются, и потому не приходится говорить о преемственности и наличии полной и исчерпывающей информации о данной категории пациентов. Наилучшим образом сегодня сотрудничество налажено с одесскими поликлиниками №№ 2,8,20.
Много лет госпиталь не получает средств ни на ремонт лифтов, ни на поддержание в порядке отопительной системы и оплату за телефоны, интернет. Непросто обеспечить 4-разовое питание, если в день на одного пациента выделяется всего 55 гривен. Приходится решать все проблемы самостоятельно. Нет на территории госпиталя и ни одной аптеки – пациенты лечатся теми лекарствами, которые есть в наличии. Здесь главный врач придерживается жесткой позиции – назначение большого количества препаратов не означает, что результат окажется отличным. Все назначения надо делать строго по показаниям, чтобы лекарственная нагрузка не оказалась слишком большой.
К сожалению, чиновники высокого ранга в госпитале бывают нечасто. А чтобы еще и помогли, так даже сложно представить, когда это было. Госпиталь своими силами подготовил проектно-сметную документацию на ремонт фасада здания и модернизацию системы пожарной безопасности. Но в этом году на их проведение средств в областном бюджете не нашлось… Но при этом, правда, посоветовали пойти на противозаконные действия: покупайте меньше лекарств и тратьте меньше средств на питание, тогда и ремонт фасада сможете сделать.
- Не должен департамент здравоохранения ОГА распределять средства в лечебном учреждении, - считает Петр Волков. – Главный врач и наблюдательный совет лучше знают, на что надо направить деньги в первую очередь.
Не упрощают ситуацию внедрение системы «Prozorro», а также тендерные процедуры. Система «Prozorro» помогает выигрывать тендеры тем, кто сам ничего не производит, а выступает лишь посредником. Мы видим, как нам продукты питания привозят те же поставщики, что и раньше, но теперь они наняты фирмой, выигравшей тендер. Данная система отлично кормит посредников, ставя в зависимое положение предприятия-производители.
Если посмотреть со стороны
Не так давно пациентами госпиталя стали переселенцы из Луганска, супружеская пара Дина Мекоткина и Анатолий Гибалов – инвалиды II и I группы. Дина Тимофеевна 52 года проработала врачом, она - врач высшей категории, а ее муж был заместителем главного конструктора Луганского тепловозостроительного завода.
Убегая от войны, с двумя сыновьями они приехали в Одессу. Дина Мекоткина в течение года работала врачом в детском лагере «Виктория», а ее муж там же трудился дворником.
Один из сыновей супругов скоропостижно скончался. Потом Дина Тимофеевна и Анатолий Иванович еще и в ДТП попали. Как следствие, у супруга случился микроинсульт, а Дина Тимофеевна не могла ходить. И в госпиталь ее доставили на носилках.
- То, что я увидела в госпитале, я давно уже нигде не видела, - говорит Дина Тимофеевна. – Дежурный на воротах сразу разрешил заехать такси на территорию, так как ходить я не могла, и добраться до корпуса пешком не представлялось возможным. В приемном отделении фельдшер, совсем молодой мальчишечка, и сумку в палату отнес, и какие-то документы отксерил. В палатах чистота, а санитарок не видно, они не гремят ведрами, как это обычно происходит в больницах. У нас удивительный лечащий врач – Мария Мацур. Она поразила меня тем, что не вручила длинный список лекарств, которые надо покупать. Мария Анатольевна сказала: «Ничего покупать не надо. У нас есть достаточно медикаментов». Постовые медсестры не спят ночью, а по несколько раз заходят в палату и смотрят, как там пациенты. Здесь я увидела все лучшее, что было в нашей отечественной системе здравоохранения, а сейчас незаслуженно очерняется и уничтожается.
Коллега-невропатолог из Луганска говорила мне, что ходить я, скорее всего, уже не буду никогда. Но тут совершили чудо: я смогла сесть через четыре дня после поступления в госпиталь, а потом встала и пошла. Это говорит о том, насколько люди знают свое дело, умеют грамотно и профессионально работать. Низкий поклон им за это. Пусть их бережет Бог, потому что они спасают людей и дарят им надежду прожить еще какое-то время.
Вместо послесловия
Из всего увиденного в госпитале сделала для себя грустный вывод: похоже, это лечебное учреждение стараются оставить один на один с проблемами, чтобы оно побыстрее перестало существовать. Земля ведь здесь дорогущая. Со всех сторон и так впритык подступают частные домостроения. А тут немалая ухоженная территория отдана каким-то доживающим остаток жизни старикам.
В наше далеко не сентиментальное время сложно представить, что нападки на госпиталь прекратятся и ему позволят спокойно работать. Но все-таки хочется надеяться, что новое руководство департамента здравоохранения ОГА, декларирующее свою приверженность европейским ценностям, вспомнит об опыте Европы, где подобные учреждения отстаивают всеми возможными способами и не переводят на финансирование по остаточному принципу. Потому что, как известно, уровень цивилизованности государства определяется по его отношению к детям и старикам.


























