Мелодия для флейты, или Искусство быть мамой

– Аня! Завтра сольфеджио, надо сделать домашнее задание.

– Я устала, полежу.

Через пять минут по квартире скачет дикий мустанг, а не маленькая уставшая девочка.

– Аня, работа!

– Я кушать хочу. Я очень-очень голодная.

После перекуса.

– Анечка!

– Я писаю.

– Анюта!

– Мама, я  нотную тетрадь не могу найти.

Тетрадь лежит на письменном столе. Открываем.

– Не понимаю, - ноет первоклашка.

– Давай прочитаем задание.

Читаем. Надо по  ритмическому рисунку написать мелодию. Это легко, в классе подобное упражнение делали. Предлагаю подбирать мелодию на флейте или пианино. 

– А я ноты забыла, не помню,  как играть, - глумится дитя.

Кончики моих волос, кажется, искрятся от бешенства. И я ласково-ласково говорю.

– Не страшно. Бах вообще был глухим, а музыку сочинял.

Тут же мысленно поправляю, что не Бах, а Бетховен. Но сейчас не это важно. Продолжаю спокойным,  как мне кажется, очень спокойным голосом:

– Давай быстро сочинишь, а потом будем пить чай. С конфетами. Шоколадными.

– Не хочу конфеты. 

– Пока не сделаешь домашку, мультиков не будет.

– Ну и что?!

Из моих  ушей повалил пар.

– Все, баста, финита! Я двоечницу в школу не поведу. В музыкальную школу не будем ходить. 

– Будем, - буркает девочка.

И за несколько минут сочиняет мелодию. Я красиво переписываю, и дочь проигрывает ее на  флейте. Мы обнимаемся. Понять, что девочка сочинила, сложно. Но, когда на следующий день ее мелодию в классе на фортепьяно исполняет любимая учительница Ольга Николаевна, класс аплодирует. Ребенок счастлив! Мама тоже.

Удивительно, но с педагогами в музыкальной школе дочь готова работать довольно продолжительное время. Она десятки раз проигрывает мелодию на флейте, целый час изучает сольфеджио. На занятия бежит. Дома усадить за уроки сложнее. Я попросила поделиться опытом мам на Одесском форуме. 

“Только не бейте”, - молниеносно написала мне в личку одна из родительниц. 

“Есть работа - она должна быть сделана. Точка. Не сделана - нет мороженого\компа\прогулки... Не помогает - есть угол\ремень\и т.д. это ШКОЛА. Тут учатся. Не хочешь учиться - не надо”, - поделилась другая. 

“Малая ревет в три ручья, когда что-то не выходит. Но на мое предложение бросить музыку решительно отказывается”, - пишет мама еще одного вундеркинда. 

Мне эти советы помогают слабо. Ремень не  практикуем, угроза остаться без конфет или мультиков не действует. Татьяна Юдовина-Гальперина, преподаватель игры на фортепьяно, написала  книгу “За роялем без слез, или я - детский педагог”. В книге имеется ряд рекомендаций:

Во-первых, нельзя заниматься музыкой перед сном. Лучшее время для домашней репетиции сразу после возвращения из детского сада или школы. 

Во-вторых, садиться за инструмент можно только в хорошем настроении.  

В-третьих, ни в коем случае нельзя прерывать занятие, увлекшее малыша, или выключать телевизор, если он с удовольствием смотрит мультфильм.

И последнее. Если в дом пришли гости, нельзя настаивать, чтобы ребенок продолжал заниматься. Лучше пропустить день! 

Татьяна Юдина-Гальперина подчеркивает: “Бывает, дети категорически отказываются заниматься дома. В таких случаях я не настаиваю: пройдет время, и ребенок поймет, что домашние занятия помогают на уроках... Наша главная задача — не убить в нем желание заниматься музыкой. Во имя этого можно нарушить любой режим!”.

Советы помогли!  А мы нашли еще  один способ: Аня учит маму играть на флейте, а для этого  самой приходится много раз проигрывать упражнение. 

Рубрика: 
Район: 
Выпуск: 

Схожі статті