Владимир Литвин: «Во время поездок по регионам я обсуждаю с людьми вопросы, которые действительно их беспокоят. И, в первую очередь, это цены на продукты питания – сегодня в Украине уже существует скрытый голод!»
Если проанализировать сегодняшнюю ситуацию в украинском обществе, то складывается впечатление, что нас с вами больше всего волнуют коалиционные войны, пререкания Президента и Премьера, а также главный вопрос – сводят нас в этом году на выборы или все-таки пожалеют. По крайней мере, эфиры центральных телеканалов, печатные и электронные СМИ только то и делают, что обсуждают возможные варианты коалиционного пасьянса, да ретранслируют речи политических випов, о том, с кем и о чем они уже договорились или договориться собираются. Бросается в глаза «святая уверенность» последних в важности и необходимости для народа Украины такого рода заявлений, их уверенность в том, что мы тут внизу только их политическими разборками и живем.
Может, им, с кабинетов на Банковой и Грушевского, так и кажется, но как ни странно у нас здесь какая-никакая, а жизнь, и в ней, как бы политикам это было неудивительно, растут цены. Как бы там ни было, но во время сотен встреч с простыми людьми, проведенными Владимиром Литвиным за последние месяцы по 21 области Украины, о политических разборках, если и говорили, то в последнюю очередь. Украинцев волнует другое: растут цены. При этом, абсолютно на все.
И, конечно, самое ощутимое, это продукты питания. Дорожает хлеб, мясо, масло, молоко, яйца, овощи. Вопрос пропитания для рядового украинца стал, как никогда, острым. Продукты превращаются в роскошь, доступную далеко не каждому. Это и было главной темой обсуждения во всех регионах страны.
– Причем, чем дальше от столицы, – говорит Владимир Литвин, – тем ситуация хуже. У людей доходы ниже, а хлеб все дороже. Ведь, если брать доходы средней украинской семьи, то до 70% люди тратят на продукты питания. Это абсолютно ненормальная практика! Расходы семьи на продукты питания должны быть в пределах 15%. А если вспомнить о неподъемных коммунальных платежах, о постоянно растущих расходах на транспорт, на медицинское обслуживание и так далее. Людям надо не только питаться и платить за жилье, им надо еще растить детей, следить за здоровьем, просто жить в конце концов!
Справедливости ради, следует отметить, что о ценах политики все же упоминают. Та же Премьер-министр, по крайней мере, раз в две недели объявляет своему народу о все более прогрессирующей дефляции. То есть, о прекращении инфляционных процессов, нормализации экономики и остановке роста цен. Госпоже Тимошенко вторят и другие политики, так или иначе приближенные к БЮТ или КабМину.
В общем правительство рапортует, а цены растут. За последний год они уже выросли на 30 – 50%. И сколько бы ни говорили о «росте благосостояния населения», росте зарплат и нормализации цен, люди все больше ощущают опасность, угрозу для себя и своих детей. О том, насколько беднее стала простая украинская семья, можно получить представление, проведя нехитрую математическую операцию. Единицей измерения возьмем не доллар, а реальную вещь – буханку украинского хлеба. Минимальная зарплата в Украине на момент 2004 года равнялась 237 гривням, и это составляло 200 буханок хлеба. Сегодня же, при минимальной зарплате 515 гривень, – это 140 буханок.
Некоторые политики, упоминая о росте цен на продукты питания, обвиняют в этом росте крестьян, которые якобы не хотят заниматься животноводством, эффективно обрабатывать землю и так далее. «В таких обстоятельствах виноватым всегда стараются сделать того, кто не может за себя постоять, – говорит Владимир Литвин. – Скажите мне, пожалуйста, какая заинтересованность может быть в выращивании свиней или бычка, когда за них крестьянину предлагают цены, не покрывающие затрат на комбикорма, сено и так далее. Сегодня нет разумной государственной политики. Украина с распахнутой душой ринулась в ВТО, открыли границы, в страну завозят польское сало, другие некачественные, перемороженные продукты. Ясно, что в такой ситуации перерабатывающим комбинатам выгоднее брать некачественную, но более дешевую продукцию, которая идет из-за границы».
Вопросов к государственной политике действительно более чем достаточно. Почему мы закупаем за границей 64% фруктов, 56,5% растительного масла, 71% рыбы? Почему при рекордном за все годы независимости урожае продолжает дорожать хлеб, а аграрии-зернопроизводители не могут покрыть из продаж продукции своих фактических затрат? Почему еще год назад у крестьян скупали молоко по 2 гривни за литр, а сейчас, в лучшем случае, по 1 гривне 20 копеек, и при этом молоко и молочные продукты в магазинах дорожают?
В свое время правительство обещало покупать зерно у аграриев по 1250 гривень. «Я все лето ездил по регионам, встречался с крестьянами и могу сказать, что они о такой цене могут только мечтать! – говорит Владимир Литвин. – В некоторых местах зерно скупают по 500 – 600 гривень. То есть, зерно скупается за бесценок, не покрывая фактических затрат, не говоря уже о прибыли. Увеличив возможности государства на аграрном рынке, крестьяне в который раз оказались обманутыми, а прибыли получают зернотрейдеры и спекулянты».
Так что на прибыли, как и на выход из бедности, украинским крестьянам рассчитывать нечего. Как нечего рассчитывать всем нам на адекватные цены, на доступность продуктов питания и того же хлеба. По крайней мере, не в этих обстоятельствах, не с такой властью и не с такой государственной политикой.










