Неожиданно острым оказался на третьей сессии Измаильского райсо-
вета вопрос о развитии в районе национальных культур. Казалось бы, о
чем тут спорить: существуют, развиваются. И начиналось все спокойно,
протокольно. Заместитель председателя райгосадминистрации В.В.Недашковский докладывал о выполнении соответствующего решения райсовета полуторагодичной давности. Он сообщил, что "культурную" сеть района составляют 21 клубное учреждение, 25 библиотек, детская музыкальная школа с шестью филиалами. В 122 коллективах художественной самодеятельности участвуют 1700 человек, в 66 детских - еще более тысячи. Наиболее популярные из них - народные танцевальные коллективы "Тинереця" из Озерного и "Радуга" из Каменки, народные вокальные ансамбли "Журавушка" (Старая Некрасовка), "Сударушка" (Новая Некрасовка), "Катлабухские голоса" (Богатое). В течение прошлого года самодеятельные артисты района дали 533 концерта, провели 360 тематических вечеров отдыха.
В этом году финансирование измаильской культуры существенно улучшилось, в частности, за счет собственных доходов районного и сельских советов. Соответственно, район большего ожидает от учреждений культуры и культработников, повышает требования к их работе. Но вот, например, в Матроске их не к кому и предъявить, поскольку в селе нет ни клубного учреждения, ни штатных культпросветработников, а сельский совет, равно как и Ларжанский, Новонекрасовский, Муравлевский, Сафьянский, часть доходов, получаемых в виде трансфертов на развитие культуры, используют на другие цели. При этом большинство учреждений культуры района не обеспечено инструментами и аппаратурой, требует капитального ремонта и не отапливается. И совсем никуда не годится, что в Измаиле уже многие годы не действует районный Дом культуры. Средства на завершение его ремонта предполагается заложить в бюджет-2003.
ДК в Старой Некрасовке, где находится одно из лучших в области хозяйств, докладчик назвал бомжатником и констатировал недостаточное внимание к учреждениям культуры со стороны большинства руководителей предприятий, на чьем балансе находятся Дома культуры и клубы, слабое взаимодействие отдела культуры с исполкомами сельских и поселкового советов. Речь шла и о кадровом обеспечении районной культуры. Вызывает сомнения такая система, при которой штат учреждения культуры зависит от его статуса (Дом культуры или клуб), а не от количества обслуживаемого населения. Депутат Н.К.Кесиора подняла вопрос о целевой подготовке районом кадров культпросветработников и предложила возобновить практику направления на учебу в средние и высшие учебные заведения способных и заинтересованных юношей и девушек. Но и существующие условия для развития культуры, в частности, кадровые, докладчик назвал сравнительно хорошими. А вот проблемы развития национальных культур свелись к констатации тех фактов, что в районе практически отсутствует сбор, систематизация и экспонирование этнографического, краеведческого материала, не налажено районное национальное радиовещание. Не анализировалась работа находящегося в Измаиле, в том самом не действующем здании районного ДК, областного Центра национальных культур. Ограничились тем, что работу райгосадминистрации, сельских и поселкового советов по выполнению предыдущего решения "О состоянии и мерах по улучшению развития национальных культур в Измаильском районе" признали недостаточной. Поскольку обсуждение вопроса шло в "общекультурном", а не "национальном" ключе, многие воспротивились этой оценке. Пришлось даже переголосовывать. Такое расширение предмета исследования, наверное, закономерно: национальная культура - часть общей как в содержательном, так и в организационном смысле. В рамках этого вопроса на сессии упоминалась и программа развития культуры Измаильского района на 2002-2006 годы. Но на концептуальный уровень проблемы депутаты так и не вышли.
Потому и не вызвал их реакции затронутый В.В.Недашковским принципиальный вопрос. Районный отдел культуры Владимир Васильевич сравнил с филармонией, считая, что его работа сводится в основном к организации концертов и праздничных программ. По мнению же докладчика, клуб или Дом культуры должен быть прежде всего местом общения, куда люди просто приходят на досуге, чтобы встретиться и интересно провести время. Сейчас местный очаг культуры регулярно посещают от 2 до 3,7% жителей села или поселка - в основном, участники художественной самодеятельности. Остальным там просто нечего делать.
Действительно, мы привыкли к тому, что культура - это набор мероприятий по особым случаям. Она существует для праздников, а для повседневной жизни есть бары и клубы разной степени доступности, но равной удаленности не то что от культуры в духовном смысле, но даже от культуры поведения.
С другой стороны, опасна и тенденция свести "филармоническую" деятельность низовой культуры к демонстрации местных талантов. Народное творчество - времяпрепровождение, но не искусство. Оно может приятно дополнить зрительские впечатления, но всецело заменить им настоящее, профессиональное исполнительское мастерство означает деформировать эстетические вкусы и представления людей. В этом смысле любой районный отдел культуры и близко не стоит ни к какой филармонии. Тогда чем же он является?
Культура как хранительница художественных традиций и творческих достижений в хорошем смысле консервативна. Наверное, в этом секрет ее жизнестойкости. Да еще в духовном потенциале, который вместо пристойных зарплат и социальных благ подпитывает культработников и привлекает самодеятельных артистов. Но, кажется, настала пора, когда сила культуры оборачивается ее слабостью. Она немобильна и, следовательно, несовременна. Ведь дело даже не в финансировании и не в кадровом обеспечении (в районной культуре работают самоотверженные, грамотные, энергичные люди), а в том, что потеряно направление движения, а, значит, и оно само. Начини сейчас учреждения культуры новейшим оборудованием и аппаратурой, наполни "свежими" выпускниками профильных вузов и училищ
- а там будет то же, что сегодня, что и двадцать, тридцать лет назад. Нет концепции, принципиального понимания новой роли низовой культуры в жизни общества. А без этого остается только заслушивать вопросы, принимать решения, чтобы потом снова обсуждать ход их выполнения.










