Ни сна, ни отдыха измученной душе

Что серьезней - доходы хозяев дискотек, или катастрофические

убытки от шума?

Ну, вот вышел очередной закон о Тишине. Почему очередной? Да потому, что за долгую журналистскую жизнь я не смогу вспомнить, сколько их было - законов, постановлений, решений о тишине. Причем самых строгих. Причем после принятия каждого документа по этому жизненно важному поводу действительно становилось тихо. Тихо становилось в кабинетах чиновников, которым по долгу службы было положено строго и неукоснительно внедрять принятые законы в жизнь.

А мы продолжаем жить в атмосфере шума и грохота, визга и воя под аккомпонимент "современной музыки". Круглосуточно.

И тут произошло нечто новое. У последнего закона появились противники. Они организовали пикеты с плакатами и транспарантами. Оказывается, новый закон позволяет барам и дискотекам устраивать музыкальный бедлам только до 22.00: У защитника демократии в руках лозунг, а на голове - штук пятьдесят косичек. Это первое, на что я обратил внимание и подумал - юноша, ведь за то время. что ты старался над внешней частью своей головы, ты бы мог чем то полезным пополнить внутреннюю ее часть: На плакате - крупным шрифтом: "Одесситы сами имеют право выбирать, когда им слушать музыку и веселиться!".

Попрыгунчик! Ты почему кликушествуешь от имени всех одесситов? Одесситы до рассвета уже едут в переполненных маршрутках на свои рабочие места. Им трудно, им нужно было отдохнуть.

Днем шумы как-то маскируются, хотя армада транспорта не отрегулирована, и бывает, что, "мерс" трещит противней, чем раздолбанный "Запорожец". Бесчисленные продавцы пиратских кассет тиранят целые районы не только запредельными децибелами, но и не менее оглушительной пошлятиной.

Конечно, шум - не только музыка. И все-таки именно в связи с ней и настоящей борьбой с шумом я вспомнил случай с известным одесским музыкантом. Он живет в Германии. Поселился в хорошей квартире, поставил у стенки любимое пианино, и: Недолго музыка играла. Соседи вызвали полицию, и музыканту пришлось перебраться в одинокий коттеджик на окраине города.

Отдохнуть! Это мечта любого горожанина не оставляет его в течение дня. И вот стемнело: Тиха украинская ночь: Эта поэтическая фраза давно уже звучит издевательски. Только излученная голова коснулась подушки в предвкушении блаженного сна, как в колдобину на дороге за окном влетает колесо большегрузной машины. Происходит локальное землетрясение. Звенят люстра, бокалы в серванте, мозги в голове. Увы! Это не единственная колдобина и не последняя машина.

Ночь густеет. Машины ходят реже. Появляется надежда: И вдруг за окном нарастает дикий грохот. Выглядываю. Три мотоцикла мчатся на задних колесах. Машины без глушителей. Всадники без головы и совести. Милиция без понятия, что делать в таких случаях. Да и где она - эта милиция? Кто-то подсчитал, что только один такой недоумок в большом городе за очень короткое время будит десятки тысяч человек.

А потом: Да разве вспомнишь, что потом. Вот спецмашины убрали мусор, и опять пришлось пить корвалол. Вот два хозяина вывели на прогулку своих псов. Псы подрались, выясняя отношения. А потом отношения стали выяснять хозяева, и собакам стало стыдно: Подобных примеров можно приводить много. Но есть нечто постоянное. Это машины, ночующие под нашими окнами. Не дай Бог, если кто-нибудь на иную косо посмотрит! Та взвоет всей мощью своей сигнализации и будет несколько минут переливчато терзать нервы жителям нескольких кварталов. Сколько таких истеричек на улицах нашего города?! О, как мы ждем выходных дней! Ведь мы - одесситы, мы у моря. Там ранним утром мы можем выдохнуть пыль и гарь, вдохнуть ионизированный воздух, послушать радостный крик чаек, доброе шипение волны, посмотреть как встает солнце, встающее под ним. За это можно все отдать. Ведь нет лекарства более нежного, более надежно успокаивающего истерзанные нервы.

И вот я на берегу. Но что это? Где песок! Его почти не видно. Он под толстым слоем мусора, который оставили после себя любители ночных шабашей. К их услугам торговые и развлекательные точки разного калибра. Они тянутся вдоль всего побережья. И музыкальные колонки при них, которые мы в городе, к счастью, не слышим, а жители приморских улиц, много лет живут в условиях музыкального террора. Они жаловались в самые высокие инстанции, но музыка и ныне там.

Осторожно перешагивая через очень специфический мусор (бутылки и банки, фрагменты женского белья, упаковки от импортной дряни, шприцы и презервативы).

Я добрался до камней и вздохнул свободно. Но тут в спину ударила мощная звуковая волна. Это после короткого перерыва опять заработали колонки. Шарахнулись чайки, задохнулось шипение волн: Согласитесь, мы приходим за тишиной, такой желанной, что даже Бах был бы здесь не очень уместен. Но этот репуртуар!..

- "Я хочу тебя", - визгливо и противно надрывалась перевозбужденная самка. Этот визг у них песней зовется. Побросав в торбу нехитрую пляжную поклажу, я пошел искать место потише. Вот красивые кусты и от моря близко. Но я опоздал. Там уже расположился "предприниматель" со стиликом, убогим ассортиментом и: видеодвойкой. Звук был максимальный, видимость плохой. Клип только начался, и мне удалось разглядеть на экране пару. Он был похож на этакого орангутанга-переростка, она - простушка с блудливой физиономией.

Очень исчерпывающее Жан де Лабрюйер определил такое "искусство" - это переходит за пределы дурного, это гнусная снедь для черни. Определил он и место автора - автор стоит несколько ниже полного ничтожества.

Стало совсем грустно, тем более, что стоявшая на пути обшарпанная синяя лавчонка встречала меня оглушительным роком. И тут я решился на эксперимент. Подойдя к окошку, я попытался спросить хозяина, почему он так грубо мешает людям отдыхать? Ведь многие отложили дела ради возможности восстановиться, многие вообще проделали большой путь, истратили немало денег ради встречи с морем. Потом я догадался, что говорить не о чем. Из грохота на меня смотрели оловянные глаза оглушенного хозяина. Увидя как шевелятся мои губы, он понял, что я что-то говорю ему. И, радость, сообразил - таки сделать звук тише. Разобравшись в чем дело, он терпеливо, почти ласково объяснил мне: - "Вы пришли сюда отдыхать, а мы работать". И после паузы спросил: - "Вы понимаете?" Спросил просто так, совсем не надеясь, что такое тупое существо, как я, способно понять хоть что-нибудь.

Однако, вернемся к нашим пикетчикам-протестантам.

Один из плакатов утверждал, что выполнение нового закона снизит доходы хозяев баров и дискотек. Конечно, придется пойти на какие-то расходы, в чем-то себя ограничить. Но не хочется: А многие просто считают требования закона о тишине бессмысленными придирками.

Тогда я подумал вот о чем. Допустим, стоит в городе химическое предприятие, которое заливает все вокруг ядовитыми стоками, а на требование улучшить технологию и очистить эти стоки хозяева с возмущением отвечает, что это снизит их доходы. Похоже?

Уже вижу широкую ухмылку своего оппонента, который убежден, что автора куда-то занесло, ведь нельзя сравнивать: что-то с чем-то, это, мол, все равно, что сравнивать удар кирпичом и похлопывание газеткой. Грязные стоки и шум - что общего? Так думают многие. Это от неосведомленности, от неинформированности, от экологической безграмотности.

Вот капитальный труд. "Патогенез болезней цивилизации". Я постараюсь рассказать читателю коротко и о самом главном.

"Шум - это один из внешних факторов, к которому человеческий организм принципиально не может адаптироваться"

"Следствие систематического воздействия шума: язва желудка, гипертония с тенденцией заболевания людей более молодого возраста: неврозы, неврастения, вегетодистания: Серьезной проблемой стали расстройства координации психического, физического и эмоционального созревания в детском и юношеском возрасте: Шум уменьшает слюноотделение, нарушает перестальтику желудка: Повышает давление спиномозговой жидкости, повышает тонус мышц, что ведет к хроническому, патологическому переутомлению: Температура кожи снижается: Расширение зрачков ухудшает зрение, что катастрофически увеличивает число несчастных случаев: В организме под влиянием шума снижается способность к адаптации. Падает иммунитет. Организм хуже противостоит химическим, радиационным, инфекционным воздействиям. Человек с неустойчивой психикой под влиянием постоянного шумового пресса может совершать самые непредсказуемые, социально опасные поступки"

Последние данные подтвердили, что шум катастрофически влияет на внутриутробное развитие детей. И самые последние данные - шум разрушает психику животных, наших домашних любимцев. Все чаще случаи, когда они нападают на своих хозяев. Недавно собака буквально растерзала ребенка - своего маленького друга. Страшновато читать, но все это происходит с нами. И дальше будет только хуже, если скептики не перестанут ухмыляться.

Шум - это не одномоментный, это постоянный, тлеющий стресс. Последствие такого стресса самые непредсказуемые, самые разрушительные. Я не вижу своего оппонента, но уверен, что он уже не улыбается.

Недавно Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан предложил выстроить в один ряд два фактора, которые наиболее беспощадно угрожают будущему человечества - СПИД и терроризм. Я предлагаю третьим в этом вражеском ряду поставить шум. Я предлагаю борьбу с шумом объявить борьбой за здоровье и жизнь человека и записать в самых высоких нормативных актах: человек имеет право на тишину также, как и на жизнь.

Выпуск: 

Схожі статті