Не уживаются в мире добро и сострадание со злом, но, к сожалению,
последнее присутствует в нем. Зло многолико и принимает обличье то
гнева, то гордости, блуда и зависти, лести и лицемерия, отчаяния и
несправедливого осуждения, скупости и соблазнов, тщеславия и сребролюбия. Это все маски зла. Они становятся для надевшего их сущностью и оттого страшно. Зло расползается. Пример зла подобен моровой язве или чуме, которой заболевает один, заражающий вокруг себя многих. Зло растлевает, и демон зла обвиняет Бога перед людьми, людей перед Творцом и людей перед людьми. Человек ослепляется пороком и злобой, но если минутно откроются его духовные очи, озлобленный впадает в отчаяние. Внутренний мир человека, подверженного злу, наполнен его миазмами, они стремятся выйти и во внешний мир, чтобы и в нем произвести смятение и страх.
Праздность и искушение леностью позволяют терзать душу человека различными губительными для него соблазнами. Сильный ветер уносит пыль, дождь смывает ее, зло изгоняется обращением к Творцу, молитвами и чистосердечным слезным покаянием. Зло и грех неразлучны. Если убийца разлучает душу с телом, то греховная злоба губит тело и душу. Грех губителен и для рождающих его, но человек в момент ослепления коварством и злобой перестает быть мыслящим существом и скатывается в бездну, страшнее всех земных пропастей. Рассказывать о гнете одного человека над другим - прибавлять еще каплю безысходности в океан несправедливости, омывающий берега нашей жизни. Но свидетельствовать необходимо и не просто об этом судачить и размышлять, но бить во вселенский набат.
Приведем случай, на наш взгляд разительный, тем более что он произошел недавно, в нашем Богоспасаемом граде Одессе, на одном из прибрежных зеленых склонов. Здесь нувориши часто выгуливают свою любовь, нет, не подумайте, о людях, это домашние собаки. Новоявленным крезам или их подопечным желательно, чтобы питомцы выросли такими же злобными, как хозяева, а некоторые собаки не желают расставаться с прирожденной приверженностью к людям, поэтому их (собак) "натаскивают". Представьте такую сценку. На берегу сидит опустившееся, но человеческое существо. Волею обстоятельств и собственного безволия сегодня этот человек на социальном дне, он изгой, а есть, а тем более залить, а затем забыть свое отчаянное положение, спиртным смертельно хочется. Недочеловек в маске Креза, этого легендарного богача, договаривается с опустившимся бродягой, что за 15 гривень того будет рвать "натасканная>на зло собака. Бродяга дрожит от страха, но обещанное вознаграждение велико, а боль от укусов пройдет, тем более, что хмель захлестнет сознание, заставит отступить страдания. Собака рвет человека, он закрывает лицо руками. Вспоминаете "Судьбу человека". Похоже, мы возвращаемся на круги не Дантова ада, а лагерей, где человек становится ничтожной пылью.
Но будем оптимистами, солью земли, не представим весь мир лежащим во зле, а добро как немногие островки среди океанских стихий. Не сегодня человечество заговорило о дуализме, не в наше время появился гностицизм. Напомним, что дуализм, учение о двойственности, проник и в философию Платона, где, наряду с дуализмом тела и души, признавался дуализм космологический - идеи и материи. Заратустра (первая треть тысячелетия до Р.Х., древнеперсидский жрец, реформатор политеистической религии древних персов, превратившийся в религию дуалистического монотеизма, образец мага и философа для древних греков) говорил о существовании светлого и доброго, злого и мрачного божеств, ведущих борьбу за господство в мире. Дуализм перешел несколько видоизмененно в учение гностиков и манихеев, где мир (материя и тело) - это зло, а душа, или чистое "я" - добро. Вносить в христианство такой дуализм - не понимать учения его Основателя: тело не зло, злым человека творят его поступки, в то же время душа дает жизнь телу и отличает человека от других существ, поэтому следует отдавать предпочтение душе и противиться непомерным требованиям тела. Превосходно сказал об этом святой Иоанн Златоуст: Нерадя о душе, мы готовим разрушение и для тела. Кто пренебрегает частью наиболее ценной, чтобы возвысить менее ценную, тот приносит вред той и другой части. Кто заботится надлежащим образом о душе, тот, ее сохраняя, сохранит и все тело".
Ради сиюминутной выгоды недобросовестные, попросту хищные и корыстолюбивые люди проповедуют насилие, разбой, наконец, убийство, и такое растление нравов народов происходит через многие современные средства воздействия на людей. Никто не ратует за дремучую невежественность будь то в слове или технике, но к чему к благотворному примешивать суррогат, ложь и т.п.
На наших глазах деградирует часть населения, объединенная неприглядным и непонятным для предков словообразованием "бомжи". Это социальное зло, но сами по себе эти люди не могут быть названы злыми, они несчастны. Их горе более заметно внешнему глазу, сторонним людям, они заглушают свое состояние обычно алкоголем, если не считать тех, кто обрел нищенство по вине мздоимцев, настоящих лиходеев и злодеев. Людям, выброшенным за борт нормальный жизни, следует всем миром протянуть руку деятельной помощи, одни сетования и воздыхания не принесут пользы, но лицемеры и здесь находят свою нишу. Лицемерие - отвратительное зло и его носители - исчадия адовы. Лицемер снаружи добродетелен, но изнанка его отвратительнее многих пороков, такой человек все человечество на словах обнимает, как братьев, а на деле отринет родного брата и сестру. Человек без чести обычно всегда говорит о своей честности и щедрости. Не доверяйте такому и не ищите защиты у восхваляющего свою храбрость, в сердце у лицемера беззаконие и злоба, на устах мед, во рту смертельное жало. Митрополит Московский Филарет из XIX века говорит нам: "Болезненно, когда творится зло, и еще болезненнее, когда из добра выделывается зло". Мы начинали наш разговор о людях-оборотнях, назвать их поведение животным было бы оскорбительно для животного мира. Недавно умерло (так и скажем) в почтенном собачьем возрасте небольшое живое существо. Собака имела больше сердце, которое вместило своих радетелей, они отвечали взаимным пониманием и любовью. Это понятно и естественно. В этой же квартире обитал и до сих пор живет кот, нежно опекавший собаку. Перед ее смертью он сутки сидел возле умирающей и буквально сострадал, вылизывая исхудавшее тельце друга. Кто посмеет назвать такое отношение не доказательным для мудрого человека и вразумлением для недалекого и злобного. Восклицает пророк Давид: "Образумьтесь, бессмысленные люди" (Пс.93,8). Человек, чувствующий горе других, нравственен. Верим, что свет Истины способен "просветить всякого человека" (Ин.1,9). Откроем наши духовные глаза, расширим сердца, снимем с себя ветхость одежд злого человека с делами его, став новыми людьми.
В этом утверждаемся.










