Чужая жизнь - темный лес. С этим спорить не принято, как, собс-
твенно говоря, и заходить в этот лес. Сфера чужой семейной жизни се-
годня интересует разве что кумушек на придомовой скамейке. Даже мили-
ция не любит выезжать на вызовы, связанные с семейными конфликтами,
исходя из оправдавшей себя мудрости: милые бранятся - только тешатся.
Впрочем, история, о которой пойдет речь, долгие годы считалась относительно благополучной. Во всяком случае, с точки зрения постороннего человека. А финал ее состоялся опять же в лесу. Правда, не в темном, а в светлом, летнем, залитом солнечными лучами. Все происходящее здесь напоминало сцену из дешевого малобюджетного фильма, поставленного неопытным режиссером. Финал детектива страшен - двое арестованных, один в розыске, трое задержанных плюс сиротливая могила на местном кладбище, щекочащие нервы информации в СМИ о заказном убийстве с целью завладения жильем погибшего.
По каким же тропинкам бродили все участники случившейся трагедии в темном лесу семейной жизни? К страшному итогу пришли, кстати, люди законопослушные, не привлекавшиеся за какие бы то ни было, даже самые мелкие нарушения, честно платящие налоги и имеющие неплохую репутацию среди друзей и соседей. Я бы на скамью подсудимых (а суд еще впереди, как и пристальное рассмотрение предпосылок совершенного убийства) посадила бы предмет бездушный, но страшный своим смертельным воздействием на окружающих - водку. Ненавижу рекламу, явную или скрытую, спиртных напитков. Все эти наслаждения для душевной компании, которые так привлекательно выглядят на экране, в жизни, за очень редким исключением, приносят слезы и горе в семьи. Бесквартирные бомжи, брошенные дети, жертвы бытовых разборок - это производные злоупотребления спиртными напитками. Можно возразить: каждый пьет, сколько может. Однако, увы, пить у нас могут много, а остановиться не умеют. Плодящиеся же на каждом шагу кодировщики и выводильщики из запоев, увы, не слишком часто достигают своей цели.
А потом и появляются в милицейских сводках преступления, на профессиональном жаргоне именуемые лаконично - "бытовуха". История, многие годы тлевшая в Ильичевске и вспыхнувшая ярким живым факелом в посадке под Овидиополем, несмотря на современный антураж, ставший уже как бы привычным для обывателя, - заказ, сговор, вывоз потенциальной жертвы в посадку, обливание ее бензином и поджог, после которого через несколько дней последовала смерть в ожоговом центре - по сути та же бытовуха, в основе которой дела семейные.
Надежда и Виктор (имена изменены) прожили вместе около семи лет. Познакомились случайно. После свадьбы дочери Инны (у нее своя роль в этой трагедии) свежеиспеченная теща продавала дочкино пианино. Кум привел покупателя, пианино тот не купил, но остался в уютном доме, прикипев душой к хозяйственной заботливой женщине. Наверное, она тогда была красива. Сейчас, после нескольких дней в одиночке изолятора временного содержания на похудевшем осунувшем лице - одни глаза. Натруженные руки этой женщины, по документам частной предпринимательницы, достаточно убедительно свидетельствуют о том, что тяжелый физический труд был для нее привычным явлением.
Как они жили с покойным? Сегодня об этом много спорят. Говорят разное, но того, что Виктор пил, никто не отрицает. Правда, добавляют: на улице под заборами не валялся.
- Он меня любил, - плачет Надежда. - И я его тоже очень любила. Да, он пил, но кто сейчас не пьет. Я его кодировала, он какое-то время держался, в рот не брал ни капли, был таким добрым и ласковым, помогал по хозяйству, ухаживал за мной. А потом срывался, и все начиналось сначала. Но я была уверена, что раньше или позже мы его закодируем, и он пить больше никогда не будет.
Она вся расцветает, когда вспоминает, как любимый не пил целых семь (!) месяцев. Он тогда и машину водил, ведь хороший шофер, и в доме счастье было. А потом на работе началось - у коллег свадьбы, именины, крестины. Виктор начинал пить и не мог остановиться. Сначала зацепил чужую машину, потом мопед. Тут Надежда испугалась:
- У меня малосемейка, где я его прописала. Случись что, квартиру продавать придется, с людьми рассчитываться, - вспоминает Надежда, - поэтому и забрала я его с этой работы, пусть мне помогает.
В помощи она нуждалась постоянно. После тяжелой онкологической операции поднимать что-либо, кроме небольшой сумочки весом не более килограмма, врачи запретили. А ее предпринимательство, так красиво выглядевшее со стороны, заключалось в постоянном пополнении товаром небольшого лотка на базаре. Товар закупался в Одессе и с небольшой разницей в цене реализовывался в Ильичевске. На эти деньги Надежда и сама жила и любимого человека содержала.
Она так хотела, чтобы все было хорошо, как у людей. Каждый день ее трясло при мысли, в каком состоянии домой вернется муж. Может быть поэтому, от постоянного стресса так быстро и разрослась в ней раковая опухоль. Все, как у людей - это когда муж не валяется под забором и пьет дома. Все, как у людей - это тщетные попытки построить собственный очаг. Очаг - это и купленный видик и необходимость собрать деньги на новый телевизор, потому что у старого нет входного отверстия для современной техники. А когда любимый смотрит видеофильм, он пьет меньше.
Как у людей - это и элитная кошка, которая сейчас должна рожать и орет в пустой квартире. Надежда тратила все силы на придуманную ей самой картинку идеальной семьи, где мужкрасавец (а Виктор был на два года моложе, благодаря ее заботам ухожен и хорош собой) помогает женепредпринимателю жить-поживать и добро наживать. Правда, вот затравленные, опухшие почти каждое утро от слез глаза выдавали внимательному наблюдателю всю правду. Хотя что глаза, ведь можно и очки надеть.
Дочь Надежды Инна в мамину жизнь с отчимом подчеркнуто не вмешивалась. Их регистрация, прописка Виктора в маминой малосемейке - на все это молодая женщина, мечтавшая о мамином счастье, отреагировала нормально. Да и своя жизнь, маленький ребенок, работа менеджером в частной фирме занимали все свободное время. Муж Инны, слыша рассказы жены о том, как она по утрам встречает идущую на работу заплаканную маму, сказал, как отрезал: "Я в их жизнь вмешиваться не буду, и тебе не советую: чужая семья - темный лес".
Инна один раз ослушалась и вмешалась: поговорила с отчимом, попросила его бросить пить и начать зарабатывать деньги. Ответ Виктора был лаконичен: это наша жизнь, не вмешивайся.
В тот роковой вечер Надежда консервировала персики. Как она честно признается: не для дочки, не для внука, а мужу на закуску. После выпитого он любил съесть персик и сказать жене: "Какая ты у меня хозяйка хорошая".
Консервировала и плакала. Муж прошел кодировку, были уплачены немалые деньги, предстоял второй сеанс, на который Надежда собрала нужную сумму. Утром она уехала в Одессу, а вечером увидела, что денег в доме нет.
- Виктор пришел вечером, - вспоминает она. - Еле ноги тащил, упал на диван и уснул, бутылка закатилась под диван. Ночью он просыпался, требовал ее найти, я ползала, искала. Потом он опять уснул. В кастрюлю с кипящей консервацией капали слезы, но она до утра закручивала один бутыль за другим. Набрать деньги на второй сеанс - несколько дней, а как добиться того, чтобы Виктор не пил? Она даже развелась с ним несколько лет назад, чтобы испугать, но бросил пить он ненадолго, потом все опять началось.
О том, что кормилица-поилица просто удобна здоровому бездельнику, Надежда признаться себе не могла, да и давал себя знать послеоперационный комплекс: кому я такая нужна, ведь все внутри удалено, вроде и не женщина. А еще боялась вечной ситуации, нередко происходящей в жизни: мужчина, в которого вложены немалые деньги и нервы, после требования уйти немедленно, уходит к другой женщине, бросает пить, и у них все налаживается. Надежда такого пережить не могла бы. Вспоминается давняя история. Сокурсник женился не слишком удачно. Подрабатывал, везде, где только мог, дабы прокормить перманентно беременную бездельницу-жену, скандальную тещу и нездорового тестя. Начал попивать и так втянулся, что уже не смог остановиться. "Благодарные" жена и теща, получив от него все, что только можно было, выгнали на улицу, поломав карьеру и лишив работы. Мужик маялся несколько лет пил, пока не встретил женщину, которую полюбил настолько, что закодировался, начал работать и восстановил все утраченное. Сейчас это респектабельная благополучная пара. На мой вопрос: как тебе удалось бросить пить? Он ответил просто: я без этой женщины, своей второй жены, жить не мог, и прекрасно понимал, что пьющий муж ей не нужен.
- Он мне был нужен любым, - плачет Надежда о Викторе. - Еще несколько дней, прошел бы кодирование и, наверняка, бросил бы пить. Только нужно было его чем-то напугать, чтобы он не пил в эти дни, пока я заработаю деньги.
Помните дочь Надежды Инну, которая дала мужу слово не вмешиваться в семейную жизнь матери?
Абсолютно не похожая на заказчицу убийства, совершенного с особой жестокостью, крутолобая кудрявая девчушка рассказывает:
- Мне было очень жаль мать. А тут утром иду на работу, вижу: у нее опять опухшие от слез глаза. Она рассказала о прошедшей ночи, о том, что Виктор пропил все деньги, заработанные на кодирование.
Инна обратилась за помощью к другу детства, у которого было еще два брата, чтобы припугнуть отчима. Мужчина, пивший и сидевший на иждивении женщины, которую они отлично знали и очень уважали, у друзей Инны симпатии не вызывал. Поэтому, не откладывая дела в долгий ящик, пугать решили в тот же день.
Дверь в квартиру матери открыла своим ключом Инна.
Отчим спал после ночной пьянки.
- Я ворвалась на кухню и слушала их разговор, - вспоминает Инна.
- Криков не было. Ребята объясняли, что нужно зарабатывать самому на жизнь, прекратить пить и оставить маму в покое. Отчим спорил с ними, он всегда спорил и доказывал, даже когда был трезвым. Потом меня отвезли на такси на работу, а минут через двадцать приехал мой друг, которого я просила напугать Виктора и сказал, что неожиданно их старший брат, которого они все боялись, облил отчима бензином и поджег.
К посадке, ставшей местом аутодафе, братья ехали на такси. Рассказывает задержанный таксист Анатолий:
- Меня вызвали по мобилке клиенты. Я их знал, как и большинство своих сверстников в Ильичевске. Вызов принял с радостью: дома двое детей, младшему 7 месяцев, родители инвалиды. Сплю по два часа в сутки, стремлюсь заработать побольше. А тут ребята трезвые, не наркоманы, не алкоголики, работают на СРЗ. Подъехали к дому, потом я отвез девушку (Инну) на работу, вернулся за ними. Они вышли с мужиком и сказали куда везти. Я подвез их к посадке, ехали спокойно. Бывали клиенты - дрались, скандалили, а эти тихие. Потом они вышли у посадки. Я сижу, жду, они ведь платят за стоянку. Один из клиентов попросил немного бензина и веревку. Я дал. Может, костерок хотят развести, ведь лето, белый день, полно шашлыков жарят в посадке. Потом три клиента уехали, а четвертый остался в посадке.
Таксиста задержали через пару дней, семья думала, что он погиб в ДТП, пока случайные свидетели, видевшие, как его ведут в наручниках, не рассказали об этом близким. Узнав о происшедшем в посадке, Инна, просившая братьев только напугать Виктора, но пальцем не тронуть, чтоб не пришлось маме платить за лечение, с другом детства и мамой рванули на такси к посадке. Виктора там не оказалось.
- Он развязался и своим ходом дошел до города, - рассказывает замначальника Овидиопольского РО УМВД Украины в Одесской области начальник криминальной милиции Леонид Хлопчик. - Был в сознании, дал показания. Мы с помощью ильичевских коллег задержали всех причастных к этому делу, в розыске находится только старший из братьев, которому и принадлежит идея (по словам задержанных) припугнуть Виктора, облив его бензином: На следующий день после происшедшего Виктор был доставлен в ожоговый центр ГКБ-10 в Одессе. По словам Надежды, они общались, он даже дал ей доверенность на продажу автомобиля, ведь дорогие лекарства такому "крутому" частному предпринимателю, каковым является Надежда, не вытянуть.
Задержали мать и дочь, когда Инна, по маминой просьбе, купила все необходимое для похорон отчима, которого несмотря на все старания врачей спасти не удалось. Однако Виктора похоронили без их участия. Вещи, доверенность и злополучные персики остались в квартире, где пыталась построит и так и не построила счастливую, "как у людей" жизнь женщина по имени Надежда.
"Я тебя придумала".Помните строки из давней песни? Кто из нас может обвинить ее в том, что она придумала себе жизнь по чужим стандартам и пыталась ей соответствовать? Иначе не умела, да и боялась начать все сначала. Жертвами этой боязни и стали совсем молодые люди, в той или иной мере причастные к этой непростой истории. Но, наверное, все в этой жизни происходит неспроста. И может быть, в эту минуту очередная Надежда, Вера или Любовь строит замки на песке, консервируя персики для любимого мужа, храпящего на диване после пьянки. Что впереди: такси, посадка близ города, бензин и одиночка ИВС? Не слишком ли дорогая цена за иллюзию счастливой жизни "как у всех"?










