Беседа в праздник воздвижения животворящего креста господня

(27 сентября)

К сожалению, в настоящее время некоторые слова теряют свое первоначальное значение, свою ценность, свое первое звучание. Как вещь, изнашиваясь от частого употребления, теряет свой вид, так и некоторые понятия от частого использования начинают тускнеть и утрачивать свой первоначальный смысл.

Такую метаморфозу, к сожалению, претерпевают многие ключевые слова и понятия, такую метаморфозу, к величайшему сожалению, претерпело и такое важное в жизни всего человечества и в жизни всякого человека слово «любовь». Мы слишком часто говорим о любви, слишком часто желаем друг другу любить и быть любимым. Мы так стремимся к любви, что порой сами забываем о том, что такое любовь, профанируя это великое понятие.

И вот сегодня Господь вновь напоминает нам о том, что такое настоящая, подлинная любовь. Сегодня мы видим любовь в наивысшем ее проявлении – на Кресте. Только Крест может раскрыть перед нами тайну и таинство Божественной Любви.

Божественная Любовь создала мир, приведя из небытия к бытию всю вселенную в стройной гармонии мироздания, Божественная Любовь создала человека – наших праотцев Адама и Еву, поставив их владыками и хозяевами всего творения, Божественная Любовь не могла видеть человечество, находящееся в плену греха, и спешила к нему на помощь, стремясь избавить человека от власти греха и последствий грехопадения – проклятия, болезней и смерти. Божественная Любовь ради человека, ради Своего создания, выходит из глубины небесной непостижимости, спускается на землю, принимает плоть.

Из­за необыкновенной, всепрощающей любви к нам Бог становится Человеком, из­за любви к нам Бог­Творец добровольно предается в руки Собственного создания, из­за любви, ради любви Господь претерпевает страшные страдания и позорную смерть, из­за любви Господь восходит на Крест. Поэтому Крест и становится выражением, высшей точкой Божественной Любви – Любви Отца распинающей, Любви Сына распинаемой, Любви Духа Святого торжествующей силою Крестной.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3;16). Когда мы видим такую любовь, любовь жертвенную, распинающую себя на кресте, любовь крестную, мы не можем оставаться безучастными. Нельзя холодным отстраненным разумом рационально познать Бога, но к Нему можно прикоснуться чувством. Нельзя равнодушно проходить мимо Креста, спокойно и уравновешенно, «теплохладно» рассуждая о любви. Если я знаю, что Бог любит меня и из­за этой любви Он взошел на Крест, я не могу не любить Бога. А если я люблю Бога, значит, я люблю и тех, кого любит Он, я люблю своих ближних, тех, кто окружает меня каждую минуту, тех, ради которых Господь претерпел Крест. Если я люблю какого­то человека, то я стремлюсь к нему, если я люблю Христа, то я всем сердцем стремлюсь к Нему, стремлюсь к любви, стремлюсь к распростертым на Кресте объятиям Любви.

Крест учит нас настоящей, подлинной, не фальшивой любви. Любовь – это не только елейные разговоры и вздохи. Любить – значит не только испытывать удовольствие от общения, любить – значит не только получать. Любовь – это прежде всего жертва. Любить – значит жертвовать. Жертвовать комфортной жизнью, жертвовать любимой сладостью и минутой свободного времени, жертвовать всем, жертвовать, в конечном счете, самим собой.

Эта любовь, любовь жертвенная, настоящая, в корне отличается от той любви, которую пропагандирует современная субкультура, от той самовлюбленности, страсти и похотливости, которую стало модно рекламировать. К сожалению, очень часто обычный эгоизм рядится в светлые и святые одежды, именуясь любовью. Но эгоизм не стремится к счастью другого, он не хочет чем­либо жертвовать, он не хочет отдавать ни единой, даже самой малой части себя. Единственное стремление эгоизма – его комфорт, его стабильность, его удовольствия, в жертву которым он не задумываясь принесет все что угодно – любовь супруга, любовь матери, любовь Бога. Эгоизм закрывается в себе, замыкается в собственной самости, умирает в собственной самовлюбленности, умерщвляя личность, не давая душе возможности самореализоваться.

Только жертвуя собою, человек может обрести себя, только распинаясь ради любви к Богу и ближнему, человек приобретает новую жизнь, только растворяясь в других, он может стать настоящим человеком, может реализовать себя как личность. Путь человека, его призвание, его назначение – любить. Этот путь лежит только через жертвование собою, через самораспятие, сораспятие Христу, он лежит только через Крест. И сегодня, в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, именно на Крест зовет нас за собою Господь, чтобы мы, сораспявшись Ему, смогли и совоскреснуть с Ним в Царстве вечной, нескончаемой, торжествующей Любви.

Выпуск: 

Схожі статті