Эффективно. Но очень токсично!

В Белгороде-Днестровском неспокойно. Кроме главной темы о политических событиях в стране, горожане обсуждают возможное применение в морском порту высокотоксичного вещества под названием бромметил. Этот препарат недавно был рекомендован Государственной ветеринарной фитосанитарной службой Украины для обработки древесины. Как известно,  Белгород-Днестровский морской торговый порт, в котором трудится около 850 человек, является лидером по перевалке леса среди портов Украины.

Похожий накал общественного мнения наблюдался в городе два года назад. Тогда шла речь о намерениях построить здесь ТЭЦ на твердом топливе. Ее собирались возводить в природоохранной зоне городской окраины и непосредственной близости от водной глади Днестровского лимана. Но городская громада высказалась решительно против этого строительства. В разные инстанции, включая самые высокие, были направлены обращения от ряда городских общественных организаций. Под натиском общественности дорогостоящий инвестиционный проект стоимостью в полмиллиарда условных единиц отменили. Обещанным низким тарифам на электричество, тепло и централизованное горячее водоснабжение (его в городе нет более двадцати лет) громада предпочла чистый воздух и безопасную экологию.

На этот раз общественный резонанс связан с идеей применения бромметила. Людей шокирует не только экологическая угроза, но и цинизм происходящего. Наиболее вероятным местом для размещения фумигационного модуля для обработки ядовитым газом называют площадку на территории порта, в непосредственной близости от подземной церкви Иоанна Сочавского. Этот исторический памятник, сооруженный над природным источником в ХIV веке и достроенный в ХІХ, является уникальным. Горожане почитают святого Иоанна Сочавского не только как покровителя Бессарабского края и торговли, но и как покровителя древнего города.

Летом 2002 года подземная церковь из государственной собственности передана религиозной общине Белгорода-Днестровского. Церковь, где с того времени постоянно совершаются богослужения, за короткий период значительно преобразилась. Здесь построена купальня, благоустроена прилегающая территория. Чтобы исцелиться в святых водах, к источнику круглый год прибывают многочисленные паломники из дальних городов и сел Украины, ближнего и дальнего зарубежья.

Первыми новость о возможном применении бромметила узнали портовики. На предприятии прошли собрания профкома, заседания техкомиссий, инженеров и технологов по процессу обеззараживания. В известность были поставлены таможня и пограничники. Многие специалисты задавались вопросом: зачем менять схему обеззараживания, бесперебойно работавшую десятилетия? Порыскав во всемирной паутине, заинтересованные нашли там ошеломляющие сведения. В них говорилось не только о высокой токсичности препарата, но и о его способности оказывать на человеческий организм канцерогенное, тератогенное (нарушение эмбрионального развития) и мутагенное действие.

Из истории создания и применения бромистого метила известно, что впервые это газообразное вещество синтезировано в конце ХIХ века. В Европе и США его начали применять в качестве фумиганта для борьбы с вредителями запасов и карантинного обеззараживания с 1932 года. На территории бывшего СССР бромметил впервые использовали в 1958 году, тогда с его помощью был обеззаражен груз в трюмах судна в Херсонском порту. Мировое потребление этого весьма эффективного фумиганта к 1984 году достигло 45500 тонн. К 1992 году объемы возросли до 71500 тонн.

В 1987 году было заключено международное соглашение Монреальский протокол ООН, направленное на сокращение производства и потребления веществ, истончающих озоновый слой планеты. Украина, наряду с другими государствами, подписала данный документ, призванный, в том числе, ограничить применение бромметила как газа, разрушающего озоновую оболочку Земли. С начала 1998 года бромистый метил разрешено применять только для карантинных целей и обеззараживания судов.

– Последний раз бромметил применялся в 1997-98 году на десятом причале, – рассказывает Анатолий Чумаченко, заведующий санитарно-карантинным отделом Белгород-Днестровского морпорта. Тогда поступила партия кукурузы из Бразилии, зараженная вредителями. И даже после троекратного обеззараживания зерна фосфином лабораторный конт­роль подтверждал в нем наличие жуков. Обезвредить кукурузу удалось только после применения бромметила.

По токсикологическим свойствам бромметил является сильнейшим ядом. Он высокотоксичен для человека и теплокровных животных. При попадании в организм действующее вещество изменяет картину крови и нарушает функции нервной системы, повреждает почки и легкие. Тем не менее препарат в Украине пока не запрещен. Бромметил в некоторых случаях оказывается намного эффективнее, чем другие фумиганты. Разумеется, при строгом санэпиднадзоре, контроле за соблюдением правил по вопросам безопасного ведения работ.

– Действительно, в исключительных случаях применение бромметила для подкарантинных организмов может быть оправдано, – говорит главный государственный санитарный врач на водном транспорте Украины, заслуженный врач Украины Николай Голубятников. – Мы не видим проблемы в его использовании на территории Белгород-Днестровского порта. Но при условии соблюдения жесткой технологической системы, обеспечивающей полную безопасность фумигационных бригад, работников порта, экипажей и населения. Существуют нормативы по работе с данным препаратом, оговоренные инструкциями Минсельхоза СССР 1973 года и более позднего периода – 1998 года. При фумигационных работах мы учтем все необходимые регламентации. В том числе, стометровую отдаленность фумигационной площадки от места, где находятся люди, а также расстояние 200 метров до ближайшего жилья.

Не первый год производственная фумигационная деятельность в Украине проводится не государственными, а частными компаниями. Их работа контролируется муниципальными органами. Главной задачей, поставленной перед этими частными структурами, является обеззараживание грузов, с которыми могут распространяться карантинные и особо небезо­пасные вредители. До нынешнего времени обеззараживание грузов в Белгород-Днестровском морпорту проводилось фосфидом алюминия. К слову, весьма опасным пестицидом, работу с которым осуществляли две частные фирмы: «Л.П.С.» и «Эдельвейс-Юг».

Почему вместо традиционных пестицидов на повестке вновь появился бромметил? Известно, что в ряде индустриальных европейских стран использование этого вещества резко сокращено. В иных запрещено полностью, включая карантин и фумигацию судов. В соответствии с Монреальским протоколом все страны к определенному моменту должны прийти к нулевому уровню производства и применения бромметила как сильнейшего разрушителя озона. Исключения протокол делает пока лишь для карантинных обработок. И здесь альтернативы бромметилу порой не сыскать. Что касается других фумигантов, то в последние годы на рынке появились их аналоги и малоэффективные фальсификаты, заставившие возвращаться к наиболее верному средству.

– До настоящего момента категорических требований по применению бромметила нет. Но если правительство поставит задачу применять только этот препарат, мы будем ее выполнять! – разъясняет директор Белгород-Днестровского морпорта Сергей Сечкин, – однако прогнозы в таком случае могут оказаться весьма негативными. Обязательное введение дорогостоящего бромметила на территории Украины может привести к остановке работы ряда леспромхозов. Ведь обработка древесины станет в несколько раз дороже! Рынок леса может резко уменьшиться – примерно наполовину. Его экспорт будут осуществлять лесхозы, которые считаются «чистыми». Сегодня Белгород-Днестровский порт перегружает лес, в основном, из центральных районов страны: Сумской, Черкасской, Черниговской, Винницкой, Житомирской, Киевской и других областей. Кстати, они обеспечивают экспортируемую древесину фитосанитарными сертификатами, гарантирующими ее «свободу от вредителей» на протяжении 14 суток. Основным покупателем леса является Турция. Причем ни один из турецких грузовладельцев не настаивает на его обработке исключительно бромметилом. Обязательное применение этого препарата может создать «эффект домино», тогда проблема затронет всю сложную экономическую цепочку, начиная от леспромхозов, транспортной составляющей, перевалки в порту. Это – многомиллионные долларовые потери. Падение перевалки леса в порту вызовет социальную напряженность по налогам и зарплатам, ведь порт является градообразующим предприятием Белгорода-Днестровского. Люди это хорошо понимают.

Редакция «ОИ» будет следить за развитием ситуации.

Выпуск: 

Схожі статті