Вот уж три года продолжаем мы земной путь без Александра Николаевича Кравченко. Но слово Его остается нашим спутником, просветителем и наставником. Сюжеты из его книг не только не утрачивают актуальность, но воспринимаются с удвоенной силой, когда реальность сталкивает нас с вопиющим проявлением неприглядных людских качеств.
Сегодняшняя публикация не только дань светлой памяти замечательного богослова и писателя в преддверии годовщины его ухода из жизни, но необходимое обращение к теме всегда важной: как мы общаемся друг с другом, как слово наше отзывается в душах – раскатами грома, врачующим бальзамом, ушатом ледяной воды, согревающей мелодией…
Итак, мастер слова о Слове.
СЛОВО
Человеческое слово отнюдь не пустой звук или обычное средство общения между людьми. Так считал древний мир, так говорила Библия. Слово (с греч. Логос) обладает существенно действенной силой. Словом определяется сам человек. Слово приносит ему честь или бесчестие. Притчи Соломона, вдохновенного пророка, царя и поэта, рельефно очерчивают возможности слова: «Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Притч. 18, 21). Оселком, на котором испытывается человек, является слово.
Во всю историю человечества мудрецы настойчиво проповедовали добро употреблять бесценный человеческий дар – слово. Притчи и Премудрый Сирах указывают на употребление слова дурно. Глупость, несдержанность неумного человека познаются по слову его, он даже становится отталкивающе неприятен из-за своей несдержанности. «На ветер пускает слова» (Иов. 6, 26) ложный друг. Злословие и пустословие ранит, как меч, и от него порой более жертв, чем от прямого оружия. Вновь возвышает свой голос Соломон: «Иной пустослов уязвляет, как мечом, а язык мудрых – врачует. Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение» (Притч. 12, 18-19).
Клевета и злословие тоже слово, но какое! Сколько терпят и страдают от таких человеческих слов, иногда и не выдерживают жертвы таких речей: «Ибо нет в устах их истины: сердце их пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят» (Пс. 5, 10). Куда ни повернешься, не найти иной раз верного человека, не выдерживает псалмопевец, царь и пророк Давид: «Ложь говорит каждый своему ближнему, уста льстивы, говорят от сердца притворного» (Пс. 11, 3). Уверен Давид, что «истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый» (Пс. 11, 4).
В Новом Завете апостол Иаков «припечатывает» к позорному столбу мнимого елейного «благочестца». «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1, 26).
Стоит ли подвергать себя опасности грязных, греховных слов, тем более богохульства, как и ложных клятв?
Христос напоминает Евангелием: «А Я говорю вам: не клянись вовсе. Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 34 – 37). Ну и совершенно не христианское явление связывать со словом некую магическую, суеверную веру в волхование и то же проклятие. Христиане не дети кровожадного Ваала, истукана, а дети Христа. Стоит современным волхователям и гадателям напомнить одну из строчек Пятикнижия Моисея: «Приди, прокляни мне народ сей…» (Числ. 22, 6). Отвергнуто было такое слово в Ветхом Завете, не говоря о Новом. Необходимо всегда взвешивать собственное слово. Оно должно приносить радость и восполнять бесценное невидимое для глаза богатство Духа, становиться поистине сокровищем: «Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово во время» (Притч. 15, 23). И еще: «Золотые яблоки в прозрачных серебряных сосудах – слово, сказанное прилично» (Притч. 25, 11). Со времен Соломона такое значение доброго слова не изменилось. Необходимо сдерживать собственные дурные эмоции, знать вес слов и их меру, растворять слова накопленной или приобретаемой мудростью и добротой, и тогда они становятся потоком воды жизни, источником мудрости: «Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток» (Притч. 18, 4).
Дух Святой всегда в движении, и действие Его не прерывается. Под воздействием благодати Святого Духа человек становится драгоценным сосудом, из которого можно почерпать для многих утешение, наставление и увещание, так считает апостол Павел: «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (l Кор. 14, 3). Святой Иоанн Златоуст в своем Боготканном «Слове о священстве» говорит, что священнику – врачу духовному предоставляется один вид и способ лечения – учение словом. «Это вместо лекарства, – пишет Златоуст, – вместо огня, вместо железа, нужно ли прижечь или отсечь, необходимо употребить слово; если оно нисколько не подействует, то все прочее напрасно». Когда произносил свое слово Златоуст, блестящая Антиохия, славный и большой город, приходил в движение – все устремлялись услышать вдохновенного проповедника. Его слово восставляло падшую и укрощало волнующуюся душу, отсекало лишнее, восполняло недостающее, совершало все, что служило душевному здравию. Для того, чтобы достойно говорить, необходимо постоянно трудиться над собой. Златоуст продолжает: «Кто владеет великой силой слова (а ее у немногих можно найти), не может быть свободен от непрестанных трудов. Так как сила слова не дается природой, но приобретается образованием, то хотя бы кто довел ее до высшего совершенства, и тогда он может потерять ее, если постоянным усердием и упражнением не будет ее развивать».
Сразу же утвердимся знанием. Мы свидетельствуем о слове добром. Насколько циничны разного рода кудесники, лжецелители, прибегающие к манипулированию словом и старающиеся прикрыться им в своих поистине шарлатанских действиях.
Словом правды, как бичом, должно изгонять из неокрепших душ молодых людей низкие страсти и грязные порывы, направлять молодое деревцо, пока оно не потеряло гибкости, не заскорузло в бессовестных действиях. «Не странно ли, – говорит Златоуст, – что ветхий дом мы поправляем, приглашаем строителей, а дом Божий (именно домом Божиим может быть душа молодого человека) не удостаиваем и обыкновенного попечения… Не попусти же душу Божию сделаться вертепом разбойников, когда мы допустили войти и поселиться в душах юношей низким и грубым пожеланиям и всякому распутству… С раннего возраста будем вводить детей в жизнь Небесную». Дальновидный мудрец, истый христианин предвидел в IV веке, что и в конце ХХ нельзя «отнимать у детей свободу, делая их рабами безумных страстей, поражая их со всех сторон и нанося душе их множество ран». Необходимо, говорит Иоанн Златоуст, заботясь о хлебе насущном, не забывать и духовной пищи, «о духовной пище, о хлебе жизни, который Христос даровал нам». Златоуст приводит слова Священного Писания: «Посылай слово Свое земли, до скорости течет слово Его» и продолжает Иоанн: «Какое, скажи мне, слово? Слово, проповеданное апостолами и обтекшее всю вселенную быстрее птицы. Если же кто сомневается в этом, то пусть научится из перемен, происходящих со стихиями. Псалмопевец говорит: «Господь дает глагол благовествующим силою многою». Смысл его в том, что вся земля будет оглашена словом Божиим и притом в краткое время».
Словом Божиим питается душа, и никогда Слово Божие не бывает бесцельным, «ничего не сообщает таинственного, что не имело бы отношения к делу человеческого спасения».
Если злое, недоброе слово так же худо, как и недобрая жизнь, стоит ли копить в себе брань словесную, умножая худость и бесприютность жизни? Плохое слово – прямой путь к злому делу. Порой зной злых слов сжигает даже начатки добрых дел. Вероятно, думают, что нельзя пасть низко своим языком, и напрасно. Некоторые бравируют бранными словами, задевающими честь и достоинство окружающих. За примерами ходить недалеко. Оглянитесь вокруг. Вышла стайка старшеклассников из школы, среди них и девушки. Мальчики «самоутверждаются» в нецензурной брани: у девушек это не вызывает даже стыдливого румянца, наоборот, они гордятся таким обществом. «Дуэт» мужчин изощряется в общественном месте, и все делают вид, что не слышат: привыкли или страшатся оказаться в положении изруганного, оплеванного скверным словом, а то и избитого.
Многие просто забывают внятную речь, заменяя ее непечатной бранью. Если такая «раскрепощенность» доходит до средств массовой информации, когда «на гора» выдаются тома блудодействующих псевдословом, а телевидение настойчиво внедряет в сознание, что ничего странного и страшного от грязных слов не происходит, и на том стояла и стоит наша держава, то смотрите, как бы селевой поток, лавина грязи не погребла не только «свободный и могучий», но и нас самих, потому что создавать такими словами «семью великую, вольную и новую» невозможно. Это даже не Вавилонская башня: там просто перестали понимать друг друга, здесь возвращение к шакалам, воющим возле развалин бывших цивилизаций. Остановитесь, люди, вслушайтесь в то, что вы говорите, не позволяйте языку опережать ваши мысли, не бросайте камни слов: их не соберешь назад ни в какое время.










