8 ноября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден орден Славы, которым награждались лица рядового и сержантского состава Советской Армии, а в авиации – младшие лейтенанты, проявившие в боях за Родину храбрость, мужество и бесстрашие. Орден имеет три степени. Высшей является І степень, но награждение производилось последовательно: третьей степенью, второй и затем первой. Знак ордена І степени изготовлен из золота, ІІ степени – из серебра. Круг с изображением Кремля Спасской башни позолочен. Знак ордена ІІІ степени серебряный. Ордена Славы І степени удостоены 2620 воинов, ІІ степени – более 46 тыс., ІІІ степени –1 млн.
В Указе ВС СССР перечислялись те славные подвиги, за которые совершивший их воин удостаивался этой высокой награды. Всего их названо тридцать два. Мы приведем лишь несколько из них.
«Орденом Славы, – отмечается в Указе, – награждаются за то, что:
– Ворвавшись первым в расположение противника, личной храбростью содействовал успеху общего дела.
– Находясь в загоревшемся танке, продолжал выполнять боевую задачу.
– В минуту опасности спас знамя своей части от захвата противником.
– Из личного оружия уничтожил от 10 до 50 солдат и офицеров противника.
– В бою огнем противотанкового ружья вывел из строя не менее двух танков противника.
– Лично захватил в плен вражеского офицера.
– Рискуя жизнью, под огнем противника оказывал помощь раненым в течение ряда боев.
– Находясь в разведке, добыл ценные сведения о противнике.
Орден Славы пользовался особым уважением среди бойцов и командиров. Первыми полными его кавалерами стали сапер ефрейтор М. Питенин и разведчик старший сержант К. Шевченко.
Ряд фронтовиков были удостоены наряду со званием Героя Советского Союза ордена Славы трех степеней. Такой высочайшей чести был удостоен Х.А. Султанов, освобождавший Украину от фашистского ига. В его солдатской судьбе было много памятных боев. Один из них завязался под польским городом Радомом.
На рассвете фашисты начали мощную артподготовку. Едва она закончилась, как на радомский плацдарм обрушили свой смертоносный груз немецкие бомбардировщики. Волна за волной шли они на позиции советских солдат. Дыбилась мерзлая земля. Люди глохли от нестерпимого грохота. Ожидая окончания бомбежки, все понимали, что главные события впереди. И не ошиблись. Когда стихли последние разрывы авиабомб, в резко наступившей тишине послышался характерный металлический лязг. Танки!
Шли «тигры» – машины, преимущества которых перед советскими танками широко рекламировали гитлеровские вояки. Султанов впервые увидел эти машины «живьем». Они шли развернутым строем. Перемешивая гусеницами снег с землей. Подминая деревья. И тогда, не зная, как сложится этот бой, Султанов, еще не уничтоживший ни одного «тигра», вдруг почувствовал: и эти танки одолеем! Если уж под таким артогнем выстояли, такую бомбежку перенесли, то уж и сам черт не страшен. И оглянувшись на товарищей, Хатмулла понял, что они думают то же самое.
В том бою помощник командира взвода ПТР старший сержант Султанов зажег два первых костра над башнями фашистских танков. Хорошо горели костры. И промозглый ветер, гнавший снег вперемешку с дождем весь январь 1945 года, не мог погасить их пламени. Горело лицо бронебойщика в отсветах того огня. Насквозь пропиталась его гимнастерка жарким солдатским потом. Казалось, вот-вот покинут силы, но он выдюжил. Надо было дойти до фашистского логова. И он выстоял, и вместе с боевыми побратимами дошел до Берлина, где и встретил долгожданный радостный День Победы.










