Действовать и любить

"Чувстую, во мне сосредотачиваются неведомые силы, которые взмет-

нутся снопом света. И свет этот будет светить мне до последнего вздоха". (Из школьного дневника Я. КОРЧАКА).

5 августа 2002 года исполнилось 60 лет со дня гибели великого человека, педагога, писателя, психолога, Януша КОРЧАКА (1878 - 1942). Родился он в еврейской семье в Варшаве. Получил известность как Януш Корчак, хотя по паспорту Генрик (по другим источникам Генрих) Гольшмидт. В первых послевоенных энциклопедиях, специальной педагогической литературе СССР, других стран, это имя упоминалось очень редко по разным причинам (впервые о нем широко рассказано в энциклопедии 1982 г.). Его тетрадки, дневники были найдены после войны. Они были замурованы в стену "Дома сирот". Но и эта находка не сразу изменила отношение к их автору. Замалчивание его великого подвига, который по силе мужества, героизма, жизненной трагедии не уступает величию таких людей, как Г. Галилей, Д. Карбышев, Александр Матросов, Андрей Сахаров, Зоя Космодемьянская, Юлиус Фучик и многих других, достойных подражания героев разных времен.

По профессии он был врачом. В период первой мировой войны служил военным врачом в русской армии. И даже в этих опасных и сложных для жизни условиях Корчак создавал книгу "Как любить детей". В этой книге он пишет: "Ребенок превосходит нас силой чувств. В области интеллекта он, по меньшей мере, равен нам, ему недостает лишь опыта".

Корчак показал личным примером высоту нравственной планки педагогической и сердечной верности своим воспитанникам. Он отдал себя детям, обездоленным, бедным, совершенно беззащитным, но верящим в чудо и силу своего учителя. "Дом сирот" в Польше просуществовал 25 лет при жизни Корчака. В нем, созданном Корчаком, господствовали свой суд, своя газета, свое право. Детям разрешалось подать жалобу на воспитателя, если тот, как они полагали, поступал несправедливо. Сам Корчак несколько раз обращался в детский суд, и в этом не было позы или притворства. "Я категорически утверждаю, - писал Корчак в книге "Дом сирот", - что эти несколько судебных дел были краеугольным камнем моего перевоспитания как нового "конституционного воспитателя", который не обижает детей не потому только, что хорошо к ним относится, а потому что существует институт, который защищает детей от произвола, своевластия и деспотизма воспитателей". Многое из методов воспитания и взглядов Корчака мы находим у А. Макаренко, который параллельно, независимо, приходил к новым педагогическим мудростям. Януш Корчак воспитывал ребят делом. Им была создана первая печатная газета "Малый пшегленд", которую выпускали сами дети. Когда дети "Дома сирот" попали в гетто Варшавы, то во время вспыхнувшего там героического восстания, они активно участвовали в борьбе с фашистами, как неуловимые, дерзкие

- настоящие воины, во многом помогая старшим повстанцам.

Педагогика Корчака воспитывает людей быть непримиримыми к насилию, ко всякой неправде, к равнодушию в жизни. Корчак вел наблюдения за детьми много лет, стремился даже в гетто сберечь их помыслы, надежды, веру. Когда "Дом сирот" перевели в гетто, учителя и соратники директора остались вместе с детьми. В гетто не было продуктов, но Корчак делал все, что мог, чтобы дети могли выжить. Лично Корчаку пытались помочь, ему даже приготовили документы, чтобы он мог выйти из гетто в любую минуту. На того, кто предложил ему документы, он взглянул так укоризненно и даже злобно, что тот съежился. Смысл ответа доктора был такой: "Не бросить же своего ребенка в несчастье, болезни, опасности, а тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли такое пережить?"

И вот наступило 5 августа 1942 года. В архиве сохранился рассказ Эммануила Ринчельблюна, замученного впоследствии фашистами. Он писал: "Нам сообщили, что ведут... школу медсестер, аптеки, детский приют Корчака. Стояла ужасная жара... Я надеялся, что удастся спасти детей, но вдруг пришел приказ... Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это был необычный марш к вагонам смерти, это был организованный, немой протест против бандитизма. Выстроенные четверками дети, вперед - Корчак с глазами, устремленными вперед, держащий двух детей за руки, мальчика и девочку. Даже вспомогательная полиция, увидев такое шествие, стала смирно и отдала им честь. Когда немцы увидели Корчака, они спросили: "Кто этот человек?" Я не мог больше выдержать - слезы хлынули из моих глаз, и я закрыл лицо руками". Фашистский комендант, отправлявший эшелон смерти, поинтересовался у Корчака, не он ли написал книгу "Банкротство маленького Джека"? - Да, а разве это в какой-то мере связано с отправкой эшелона смерти? - спросил Корчак.

- Нет, просто я читал вашу книгу в детстве, хорошая книжка. Вы можете остаться доктор, мы сохраним вам жизнь.

- А дети?

- Невозможно, дети поедут.

- Вы ошибаетесь, дети, прежде всего!

Корчак захлопнул за собой дверь вагона, отправлявшегося в газовые камеры, душегубки. Корчак был стойким до последней секунды. Он помог одному мальчику бежать из почти наглухо запечатанного вагона. Этот ребенок, единственный из воспитанников "Дома сирот", спасся от душегубки. Вместе с детьми и Корчаком в газовую камеру добровольно пошла и Стефания Вильченская, его ученица, а позже - заместитель. Возможно, как утверждают историки, они любили друг друга.

Так героически, величаво, достойно завершили свой жизненный путь и эти мужественные бойцы с фашизмом.

Незадолго до гибели своих детей Корчак писал:

"Если бы можно было остановить солнце, то это надо делать именно сейчас". В школьном же дневнике мы читаем:

"Чувствую, я близок к тому, чтобы добыть из бездны цель и счастье". В другом месте в дневнике он записал:

"Я существую не для того, чтобы меня любили и мной восхищались, а чтобы самому действовать и любить - не долг окружающих мне помогать, а я сам обязан заботиться о мире человека".

К своему подвигу Корчак шел всю жизнь.

Книги Корчака: "Дети улицы", "Король Матиуш", "Как любить детей" и сегодня востребованы жизнью.

В заключении приведем слова Василия Александровича Сухомлинского о том, что жизнь великого педагога Януша Корчака, его нравственный подвиг изумительной силы и чистоты явились вдохновением и его педагогической деятельности. Безмерная любовь к детям объединяла этих двух поистине великих педагогов.

Выпуск: 

Схожі статті