Вспомним и мы

Премьера спектакля по пьесе "на необычный сюжет" состоялась в До-

ме актера. "Необычным" его назвал сам автор - инженер-строитель Леонид

Зильбер. Мне же показалось, что не только сюжет, - сам факт того, что актеры играют события его жизни, а он смотрит на "себя" со стороны, из зала, тоже для Л. Зильбера из разряда "очевидное невероятное". А если добавить, что десятки лет назад, когда все описанные в пьесе события происходили на самом деле, он даже и мечтать не мог, что когда-нибудь:(см. выше).

Так что, "Возражение Соломону" и в самом деле спектакль с не совсем обычной предысторией. Сыграли же его известные актеры из разных одесских театров - украинского и русского, музыкальной комедии и кукольного, а также начинающие. Поставил спектакль Владимир Туманов, музыка Николая Колодочки. Это еще один из немногочисленных пока опытов антрепризы в Одессе.

В чем же возражение Леонида Зильбера Соломону - царю, начертавшему на своем перстне бессмертные и мудрые (но, как оказывается, не бесспорные) слова "Все проходит"? Не проходит: С годами помнится еще сильнее то, что было. В 1967 году Леонид Зильбер написал стихотворение "Мой Израиль". Шла "шестидневная война" между Египтом и Израилем, которого в Советском Союзе клеймили как агрессора. А для одессита Л. Зильбера "агрессор" был "исторической родиной": Стихи "ходили" в списках по городу и, наконец, дошли до органов госбезопасности. В хорошо известном здании на Еврейской их автор провел восемь дней. Затем его отпустили.

Но это только один из трех "опорных узлов", на которых держится сюжет. Еще два случая из своей жизни использовал Л. Зильбер. Однажды встреченный в ресторане незнакомый летчик выдал ему государственную тайну: В период строительства кинотеатра "Родина" (Л. Зильбер был прорабом) произошла курьезная история: Несколько нарушив хронологию событий, Леонид Зильбер и создал на их основе свою пьесу.

Сценографическое решение лаконичное, но достаточно красноречивое. Обычные столы, находящиеся по ходу действия в кабинетах строительной конторы или "органов". Пишущая машинка, которую (старожилы должны помнить) в учреждениях без присмотра не оставляли:. чтобы не могли на ней печатать "порочащие советский общественный строй" материалы. А если таковые все же появлялись, то очень часто машинка своим индивидуальным почерком и выдавала место их появления. И обстановка, и речи героев ("За что любить евреев? Все лучшие места заняли!"), до боли знакомые. Не дай Бог, чтобы повторилось:

Если появление пьесы Л. Зильбера - факт его биографии, то спектакль становится частью одесского культурного процесса. А так как он антрепризный, то возникает естественный вопрос о его "прокатной" судьбе. Как часто, где его смогут увидеть зрители? Второй показ - в сентябре, а когда следующий и где - сказать трудно. Это будет зависеть, в частности, и от реакции зрителей.

Можно предположить, что этот спектакль будет пользоваться успехом. Как правило, интересно смотреть истории о том, что с нами было совсем недавно. Вновь ощущать "аромат эпохи". Как бы снова оказаться в том времени. Одни переживут то, что было с ними, другие увидят, что могло быть, если бы: Со временем исчезнут неизбежные премьерные шероховатости. Актерский ансамбль - Фауст Миндлин, Николай Коваль, Юрий Садомский, Анатолий Лукьянченко, Николай Величко, Татьяна Хрусталева, Валентина Вдовиченко, Игорь Геращенко, Руся Русланова - проявит свои лучшие качества.

А Леонид Зильбер - инженер-строитель, поэт - написал вторую пьесу. На этот раз для двух героев - о любви.

Выпуск: 

Схожі статті