Очарованье

Выставка этюдов мастеров Одессы открыта в галерее <Белая Луна>

(Канатная, 9).

Никогда в <Белой Луне>не происходит ничего такого, что на разговорном языке называется <проходняк>. Галерея блюдет реноме, не роняет европейски признанный авторитет. Почти каждый проект здесь носит характер творческого эксперимента и каждый из них - это результат глубоко продуманного, осмысленного поиска, искусствоведческого анализа.

На такой результат всегда смотреть интересно и познавательно, потому что каждая экспозиция такого рода - это состоявшееся открытие.

Еще недавно мы видели на стенах галереи <Большие полотна больших мастеров>. И вот сегодня - <Очарование>малой живописи>. Живопись действительно малоформатная - этюд, но мастера!..

Этим проектным зигзагом руководители галереи и не думали что-то сравнить и, тем более, противопоставить. Им удалось еще раз подчеркнуть, что этюд - это произведение глубоко личное, почти интимное, безусловно творческое и потому абсолютно самоценное.

Произведения этюдного характера нередко называют <малой живописью>. Но, к сожалению, традиция ее экспонирования не может сравниться с выставочной карьерой, например, картины, к которой она имеет самое непосредственное отношение. Этюд - выполненное с натуры краткосрочное художественное произведение, а сумма этюдного материала, конструирует образные и сюжетные детали будущей картины. Нередко этюды приобретают самостоятельное значение, порой выгодно отличаясь свежестью, убедительностью, особой искренностью.

Как ни странно, но общественное признание <малой живописи>приходит лишь тогда, когда самые значительные произведения художников становятся достоянием времени, а попросту говоря, расходятся по частным коллекциям и музейным собраниям. Как свидетельствует история, этюдный арсенал со временем становится особой ценностью творческой биографии авторов, а нередко и приравнивается к шедеврам.

Выставочный проект <Очарование>малой живописи>избрал объектом своего внимания этюды известных одесских художников старшего поколения, созданные в период 40 - 70 годов уже прошлого столетия. Их творчество было воспитано традициями южнорусской школы и промежуточным временем 60-х годов - своеобразным Рубиконом между традиционным реализмом и новыми формами живописного изображения. Произведения многих из них ныне стали настоящим раритетом в истории одесской живописи. К таким, безусловно, можно отнести прекрасные этюды М.М. Божия, Н.А. Шелюто, В.П. Жураковского, А.Б. Фрейдина, П.В. Сона - авторов, ушедших из жизни. Работы этих мастеров составили большую часть экспозиции, а зритель увидит их впервые.

Выставка знакомит и с некоторыми работами Д.М. Фруминой - старейшей представительницей одесской школы живописи. Они были написаны в 40-е годы, в период эвакуации художницы в Среднюю Азию. Ныне это часть замечательного цикла <Самарканд>. С большой долей осторожности их можно стилистически объединить с этюдами А.С. Гавдзинского, В.Н. Литвиненко, А.В. Русина. В контексте исторического развития живописи нашего региона произведения этих авторов наиболее последовательно отражают попытки сложного синтеза местных традиций и импрессионизма, который обогатил нашу живопись особой звучностью цвета и тончайшими колористическими нюансами. А зритель, конечно же, в этюдах Гавдзинского, Литвиненко и Русина увидит не только утраченный портрет старой Одессы, но и образы людей, некогда служивших моделями художникам, особую прелесть украинской природы.

Т.Н. Литвиненко в экспозиции представлена ранними этюдами, возможно, еще опытом студенческих лет. Это натурные постановки с очень специфическими этюдными свойствами, которые у профессионального художника со временем становятся не заданием, а внешним признаком профессиональной грамотности.

Этюды А. Лозы - пример постижения живописного языка, которым заговорило отечественное искусство в начале 60-х годов. Новое видение творческих задач сменило протокольность реалистического изображения на условную многозначность восприятия формы и цвета окружающего мира и природы.

Познакомившись с творениями представленных мастеров, трудно сказать, за небольшим исключением, являются ли этюды разработкой каких-либо частных проблем их творчества. В контексте выставки важно не это, ибо каждая работа уже приобрела самостоятельное значение художественного произведения, законченного и не подлежащего авторской трансформации. Этюды, как упражнение или <заметка на память>, как фиксация момента, мотива или мгновения, тем не менее обладают единым свойством. Они - <живой>материал жизненной правды, увиденный глазами художника, осмысленный их разумом, душой и сердцем, запечатленный талантливой рукой для нас, и конечно, нашей художественной истории.

Выпуск: 

Схожі статті