Не спешили превратиться в челноков

Разрушенные фермы, разбитые машины, незасеянные поля, отчаявшиеся

люди - это вчерашний день колхозов: В такой же ситуации пребывал до

недавнего времени еще один сельский коллективист - Овидиопольский райпотребсоюз.

Спасло обоих распределение собственности. Разница в том, что крестьяне в результате земельной реформы стали собственниками земли, получив право на выход из объединения, а в райпотребсоюзе, где натуру

- хлебозавод, склад, прилавок - не переделишь на доски и кирпичи, собственность разграничили и закрепили в рамках объединения в суммарном денежном выражении.

Каждый член потребительского общества получил право выйти со своей долей из товарищества, но люди на собраниях изъявили желание доверить паи правлению общества, сохранить целостность имущества и коллектива, что позволило, как и крестьянам, на новой основе организовать производство и постепенно превратить его из убыточного в прибыльное. А это новые возможности для расширения основных фондов, увеличения экономического потенциала.

- Зачем же продаете существующие объекты? Такая политика не всем понятна, - обратилась я к председателю правления районного потребительского общества Анне Дмитриевне Делевис.

Она пояснила:

- Мы исходим из принципа целесообразности, или нецелесообразности. В последние годы в приморском селе Грибовка, как грибы после дождя, начали вырастать современные базы, кафе, павильоны. Как пень при дороге стоял там наш магазин. Не эксплуатируемое здание на глазах ветшало. Чтобы реставрировать его, требовались огромные деньги. А потом еще поди-знай, под что его приспособить - конкуренция вон какая! Вот и решили продать. Частник быстрее там развернется. Наконец, если даже бывший магазин в склад он превратит - и то польза! А мы выручку направим на закупку товаров и свое, как говорится, возьмем на наценке. То есть, пайщики не пострадают, размер их пая в денежном выражении сохранится, а вот дивиденды прирастут. Хотя, согласна, зарабатывание денег на продаже недвижимости - не лучший метод накопления оборотных средств. Поэтому, повторяю, продаются объекты, скажем так, для нас безнадежные. А те, которым сами можем лад дать, или ремонтируются, или сдаются в аренду. И такого добра у нас хватает. Грибовка - дело понятное. Там - море, масса людей, торговля бойко идет днем и ночью. В селах же, отдаленных не только от моря, а и от дорог с твердым покрытием, даже лавку никто не купит. Вдохнуть в нее жизнь - наша задача. Там ведь тоже пайщики. Хозяевами таких помещений становятся вчерашние продавцы, в обязанность которых раньше входило только выстаивание за прилавком. Сегодня они и за крышу отвечают, и за то, чтобы было тепло в торговом зале, и чтобы товар был на любой вкус. И размер их заработка не на последнем месте. Хотя в технологической цепочке он, таки-да, на последнем месте, ибо зависит от того, как решаются вышеизложенные вопросы. Люди охотно берут в аренду магазины. Значит, есть смысл? И арендаторами, как правило, становятся члены бывших сельпо. Иными словами, кооперация приспосабливается к новым условиям и не только выживает, а и начинает получать прибыль.

Я побывала в нескольких населенных пунктах и убедилась в этом воочию. Райповские магазинчики оживают, многие наряду с завозимыми из складов товарами торгуют так называемой комиссионкой. Речь в первую очередь идет об овощах, фруктах, картофеле. То есть, существуют и заготовки, но эта форма увеличения товарной массы и оказания крестьянам услуг по реализации излишков сельскохозяйственной продукции тоже совершенствуется, обретает признаки рыночной экономики.

Торговые точки изменились по всем статьям до неузнаваемости как на периферии, так и в райцентре. Не секрет, беря в аренду помещение, многие бизнесмены превращают бывшие промтоварные, хозяйственные да и продовольственные магазины в пивные, бары, рестораны. Им уже нет числа! Потому что разливать спиртное - дело особенно выгодное.

Но на этом фоне удается здесь самосохраниться и даже развиться предприятию, торгующему книгами. Это меня удивило:

- Было действительно очень трудно, - вспоминает директор магазина <Лилия>Н.П. Романюк. - Месяцами сидели без зарплаты. Но верили, что придет время, когда <Мужик не Блюхера и не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесет>. Потому и не покидали торговую точку, не спешили превращаться в челноков. И это время пришло. Спрос на книги снова появился. Да еще какой!

Не сдавали своих <бастионов>М. Супрун и Е. Бескупская (кафе <Мария>и <Рассвет>), Т. Ищенко (магазин N 32, Роксоланы), С. Богаченко (магазин N 43, Дальник), Т. Кривунда (магазин N 38, Барабои) и другие. За счет собственных вложений (а паи наращивать не возбраняется) возглавляемые этими руководителями коллективы отремонтировали производственные площади, создали новые интерьеры, закупили на любой вкус промышленные и продовольственные товары, установили нормальные цены и покупатель переметнулся к кооператорам.

Примечательно, что овидиопольцы на достигнутом не останавливаются. Буквально за 20 дней и 12 ночей в Овидиополе сумели подготовить ресторан <Садко>к его переводу в высший класс работники общепита под руководством директора комбината общественного питания Т.В. Барановой. Теперь здесь заказывают банкеты не только овидиопольцы - многие торжества приезжают отмечать одесситы.

Люди работали круглосуточно, чтобы успеть подготовить <Садко>к приему гостей, приглашенных на празднование юбилея поселка. Но я упомянула о сроках еще и для того, чтобы подчеркнуть, как умеют трудиться люди, когда они развивают <свое дело>.

Безхозность грозила хлебозаводу, выпекавшему по 25 - 50 тонн хлебобулочных изделий в сутки. Вокруг этого гиганта образовались мелкие мини-пекарни, которые начали поставлять на рынок буханки и батоны по более низким ценам. А качество? Благодаря помощи главы райгосадминистрации В.В. Левчука, коллектив не растерялся в конкурентной борьбе и не спрыгнул, как говорится, со своего <конька>, предприятие удалось спасти. Пусть здесь старое оборудование, но контроль за изготовлением продукции, как нигде четкий. И потребитель постепенно распробовал ее. Конечно же, заводской хлеб и из муки лучшей, и выпечен добротнее, и недовложение теста в формочки здесь исключено. Ныне в магазинах в первую очередь раскупают изделия кооператоров. Имеется в виду не только хлеб, булки, а и кондитерские изделия - новинка хлебзавода.

Появился у предприятия и крупный оптовый заказчик. Это ряд воинских частей. Мощности постепенно загружаются, хотя до проектной отметки еще далеко.

- Да мы и не стремимся к гигантомании, - говорит Анна Дмитриевна Делевис. - Малые предприятия более мобильны, маневренны. А тут спасание гиганта - мера вынужденная. Не подержи мы пламя в печи, - растаскали бы завод по кирпичикам и железкам, как это случилось с некоторыми цехами у наших коллег. Лишние площади, как я уже говорила, сдаем в аренду, используем под склады. И какая-никакая копейка в общую казну падает. За полгода розничный товарооборот и общественное питание райпотребкооперации составил 1170 тысяч гривень или 104,3 процента. В списке производителей собственной продукции хлебзавод не на последнем месте. А ведь были предложения его полностью законсервировать. И законсервировали бы, если бы вовремя не обратились к разграничению собственности с дальнейшей ее сертификацией, сделавшей каждого пайщика заинтересованным в том, чтобы его денежки прокручивались. Свои ведь, кровные, а не, как раньше, обезличенные.

Рынок для овидиопольских кооператоров - это не выколачивание денег любой ценой. Главное для них - честь марки, наращивание собственного производства, расширение торговой сети и сферы услуг.

Вы не пробовали колбасы, изготавливаемые Овидиопольским опзаготпромторгом? Всем колбасам - колбасы! Завидно аппетитные, экологически чистые! Взрослым также нравятся местные консервы, крупы, детям младших классов - блюда, которыми кооперация потчует их в школе.

Обо всем этом жители района говорили Анне Дмитриевне Делевис во время недавней прямой телефонной линии. Были, разумеется и критические замечания. Но в целом в районе удовлетворены тем, как в кооперации решаются задачи региональной программы по развитию малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка продукцией собственного сельхозпроизводителя.

Выпуск: 

Схожі статті