Если мы хотим в европу, понятие должно стать понятным каждому

Поводом поговорить о понятии <качество жизни>послужило недавнее открытие газораспределительной станции в Овидиопольском районе, где наш губернатор Сергей Гриневецкий как раз говорил о качестве жизни жителей нашего края. Оперировать этим понятием могут только интеллектуалы, люди просвещенные, потому что до недавнего времени социологическое понятие <качество жизни>в обществе <развитого социализма>успешно замалчивалось - его даже не изучали в вузах, только, помню, в ВПШ, то есть для избранных. И сегодня для широких масс населения независимой, свободной, демократической Украины это понятие остается - как бы помягче выразиться - до конца не осмысленным, а если честно, то по-прежнему неведомым.

Между тем, уже более полувека не статистика, которая, как известно, порой лжет, а <качество жизни>является измерителем экономического, социального, политического, культурного и экологического уровня жизни общества цивилизованных государств Европы, Америки и Австралии. Так что, если мы хотим в Европу, то давайте свой менталитет уравнивать с западным.

Для этого, хотим ли, не хотим, нам приходится сравнивать. Поэтому я предлагаю читателю не научную статью, не эссе, не советы политиков или специалистов, а свой взгляд на наше житье-бытье, размышления о том, что болит - в сравнении с их <качеством жизни>, с надеждой на лучшие перспективы нашей жизни.

БОЛЬШИНСТВО людей, не знакомых ни с социологией, ни с философией, не вдающихся в дебри экономики, с понятием <качество жизни>связывают представления вообще о качестве как таковом - продуктов, товаров, сервиса, то есть выступают как потребители. Это в советское время слова <потребитель>, <потребительское отношение к жизни>имели отрицательный оттенок и были мишенью насмешек сатириков. Хотя потребитель - всего лишь человек, который без задних мыслей просто покупает, заказывает, использует товары, работы или услуги. И хочет, чтобы они были качественными, вот и все.

С борьбой за качество в СССР все было нормально - успешно функционировал Госстандарт, рабочие коллективы боролись за присвоение их продукции Знака качества. Интересно, что Израиль полностью перенял эту систему, в их Госстандарте работают в основном специалисты из бывшего Союза, а лучшие товары отмечаются забытым у нас Знаком качества. В Украине Госстандарт существует и поныне, хоть госкомитет называется подругому - по вопросам технического регулирования и потребительской политики. Сейчас он полностью занят успешной работой по гармонизированию наших стандартов с европейскими и мировыми. Только после этого украинские товары могут стать конкурентоспособными на рынке ЕС. Дайте время, и об Украине хорошо будет осведомлен европейский покупатель.

Но вернемся на родные просторы. Каждый из нас ежедневно и неоднократно становится потребителем - покупаем ли хлеб или колбасу в универсаме, выбираем ли рыбу на рынке, привозим ли из торгового дома новый телевизор, устанавливаем ли телефон, пьем ли кофе в баре или отмечаем именины в ресторане, едем ли в городском транспорте, заходим ли в парикмахерскую. Что нас волнует больше всего после цены? Качество. Чтоб колбаса была свежей и без примесей, чтоб водка была настоящая, а не <самопальная>, чтоб телевизор <Сони>был собран не на Малой Арнаутской, а телефон работал без проблем и так далее. Кто отвечает за качество? Понятно: прежде всего, производитель товаров и продуктов, исполнитель работ. А кто-то следит за качеством в этом многообразии сфер торговли и услуг? Кто-то защищает права потребителей?

Консьюмерское (потребительское) движение возникло в США еще в XIX веке - как массовые организованные выступления против засилья всемогущих железнодорожных компаний. Затем консьюмеризм вел борьбу против злоупотреблений монополий на рынке потребительских товаров и услуг, в 1928 году в США была создана первая независимая экспертная организация <Исследования для потребителей>, через несколько лет родился Союз потребителей США, который до сих пор среди множества подобных организаций остается самым влиятельным и успешно лоббирует принятие законов, защищающих права потребителей. В цивилизованных странах понятие <потребитель>давно стало правовым. Права потребителя закреплены законодательно, ООН приняла конвенцию о 8 основных правах потребителей, и большинство стран этот документ подписали, приняв незыблемым принцип <Потребитель всегда прав>. Ничего подобного в Союзе не было. Но еще до обретения независимости в Украине первой среди союзных республик возникло общественное движение в защиту прав потребителей - в Одессе, так что мы опять были первыми. Уже в 1991 году был принят первый закон <О защите прав потребителей>, через год создан государственный орган - Госкомпотребзащита, охрану и защиту прав потребителей гарантирует статья 41 Конституции Украины.

И надо сказать, управления по делам защиты прав потребителей на местах работают весьма успешно. В начале 90-х в условиях <дикого>рынка зарубежные низкокачественные пищевые продукты и ширпотреб заполонили украинский рынок. Товар хорошо шел: народ покупался на заграничные яркие этикетки и красочную упаковку. Зарубежные импортеры получали колоссальные прибыли, нимало не заботясь а качестве. Так, по рейтингу 1994 года американская компания <Марс>заняла первое место среди наиболее динамично получающих прибыль. Они исчислялись миллиардами - столь динамично жевали шоколадки <Марс>и <Сникерс>на гигантском рынке бывшего Союза. Сегодня на ноги становятся национальные производители, с прилавков исчезает иностранная продукция, потребитель отдает предпочтение национальному продукту.

Хотя у специалистов потребзащиты работы и сегодня невпроворот. Поток некачественных и фальсифицированных продуктов и напитков не угасает - слишком большие деньги крутятся <в тени>. Года три назад в Киеве два одессита - директор коньячного завода <Шустов>и директор нашего центра Госстандарта - закупили на Крещатике в роскошных универсамах 20 бутылок одесского коньяка разных марок. Представляете, экспертиза показала, что все они поддельные и к одесскому разливу не имеют никакого отношения (даже коньяк, купленный в буфете Верховной Рады!). Явление это не нового времени: и сто лет назад в Одессе, как и во всей России, шел вал поддельных вин, а французские коньяки были все сплошь подделкой. Но сегодня потребитель становится грамотным, старается не покупать по дешевке с лотков и машин, за теми же напитками идет в фирменные магазины, где обман покупателя приближен к нулю. Он знает, что с жалобой можно прийти в управление по делам защиты прав потребителей, и его интересы защитят.

Увы, цифры злоупотреблений, нарушений законодательства о правах потребителей во всех сферах нашего бытия удручают. Так что для меня, признаюсь, слова <качество жизни>приобрели оттенок ругательства. По утренней дороге на работу остановился мой трамвай где-то на задворках Ближних мельниц - и неизвестно. <Качество жизни!>- чертыхаюсь я про себя. Вечером во время просмотра интересной телепередачи без предупреждения вырубили свет во всем доме: качество жизни! Загородный автобус, которым ездили <фазендейрос>на свои садовые участки над Хаджибейским лиманом, вдруг осенью, как раз во время уборки урожая в садах, стал ездить только до НАТИ, и тащат пенсионеры свои яблоки, айву и виноград на себе до автобуса: качество жизни! Уж умолчу о коммунальных проблемах - по сему поводу столько писано оппозиционной прессой и говорено в электронных СМИ, столько возмущенных жителей Одессы собирается на митинги, что и нечего добавить. О каком качестве жизни можно говорить в миллионном городе, где ночью отключается водопровод, где в жилых домах нет горячей воды, а зимой батареи центрального отопления то еле теплые, то отключены вовсе. Можно ли представить себе мэра какого-нибудь западного города, который говорит своим избирателям: мол, водопровод у нас старый, совсем прохудился, и чтобы отремонтировать его, я решил взять деньги у вас, потребителей. Абсурд? Еще какой! Раз тебе избиратели доверили город, ищи варианты - инвесторов, спонсоров, выбивай деньги в федеральном бюджете. И так куда ни кинь взгляд. Сколько лет прошло советской власти? А не удосужились за десятилетия провести газ в советскую Бессарабию, хотя пол Европы обеспечивали газом. Только новая губернская власть взяла на себя решение этой <вечной>проблемы, сейчас ведут газопровод через лиман и в старейший город Украины - БелгородДнестровский.

Или коснемся такой деликатной, но весьма необходимой проблемы для каждого человека - городских туалетов. Два-тричетыре на миллионный город, где летом мы еще столько же ожидаем гостей. Обратная сторона проблемы - вопиющие надписи на воротах домов в центре города: <Во дворе туалета нет!!!>Между прочим, с трудом вспоминаю общественные туалеты в НьюЙорке, разве что в Сентрал-парке, Бэттери-парке, то есть местах массового посещения публики (кстати, все - бесплатны). Хватает ли на много-миллионный мегаполис? Но мэрия Нью-Йорка издала закон, по которому каждый может зайти в любое общественное или частное заведение и воспользоваться туалетом. Как журналист, я проверял - заходил в такие шикарные гостиницы, как знаменитая <Уолдорф-Астория>или ультрасовременный <Мэрриот>, где молчаливые швейцары в позолоченных ливреях кланялись мне, как заезжему шейху, заходил в небоскребы департамента культуры или <Дженэрал Моторс>, даже в Полицейскую академию - никто не остановил, только при вопросе о туалете - вежливая улыбка и кивок в нужную мне сторону. О качестве сервиса и разнообразии утонченных парфюмов в тех интимных заведениях умолчу, скажу только: это и есть соответствие качеству жизни.

Выпуск: 

Схожі статті