Питання з соціальним навантаженням

После 26 апреля 1986 года в нашу жизнь навсегда врезались понятия “Чернобыльская катастрофа” “чернобылец”, “ликвидатор”. Сегодня о той страшной аварии на ЧАЭС знают во всем мире. Согласно статистическим данным в ликвидации последствий аварии приняли участие более миллиона человек.

Свой вклад в ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС внесли и 322 наших земляка-пожарные, которые в составе Одесского сводного отряда в сентябре 1986 года прибыли в Чернобыль.

- В течение сорока пяти суток мы обеспечивали противопожарную защиту объектов станции, проводили дезактивацию жилых домов в зоне заражения, тушили пожары, помогали милиции, военным, - вспоминает начальник ГУ МЧС Украины в Одесской области генерал-майор службы гражданской защиты Юрий Антипов. – По графику дежурили в три смены. Я был в группе профилактиков. Нашей задачей было контролировать соблюдение правил пожарной безопасности при проведении всех восстановительных, ремонтных работ на 2-м и 3-м энергоблоках. В период вахты Одесского сводного отряда производился запуск первых двух реакторов, активно велось строительство саркофага. Так что категорически нельзя было допустить самого малейшего возгорания на территории станции: ведь сразу же значительно “подскакивал” уровень радиации, могло возникнуть ЧП с непредсказуемыми последствиями…

Навсегда врезались в память двадцативосьмилетнему Юрию Антипову пустующие, брошенные дома Припяти. К моменту прибытия одесской вахты люди в “зоне отчуждения” уже не жили, город был мертвым. Зато в населенных пунктах, на опустевших улицах везде возвышались гигантские заросли бурьяна, а сады и поля поражали невиданным урожаем. И именно эта буйная растительность, в которой буквально утопали пустые жилые дома, стала символическим воплощением той смертельной опасности, в которой вдруг оказались люди.

- Конечно, мы догадывались, что, работая в 30-километровой зоне, серьезно рискуем здоровьем. Но главным для нас всех было одно: мы понимали, что, находясь в Чернобыле, не просто охраняем зараженную радиацией территорию. Мы реально спасали будущее наших близких, защищали всю страну...

Согласно требованиям медиков считалось, что после полученных 20 рентген человека необходимо было отправлять в “чистую” зону, но выполнить это было нелегко: вахта была рассчитана на 40 суток, а общий фон радиации в Чернобыле и на близлежащих территориях определялся в 1 рентген. Раньше никого не отпускали, несмотря на полученную уже, большую допустимой, дозу облучения. Поэтому сегодня уже не секрет, что при записи показаний индивидуальных дозиметров, которыми пользовались ликвидаторы, многим просто “сбивали” показания, сознательно уменьшая количество официально полученных рентген.

- Я сегодня практически не знаю ни одного здорового “чернобыльца”, - признается Юрий Антипов. В этом году мы почтим память уже 23 наших товарищей, которые ушли из жизни. Многие мои коллеги-ликвидаторы – инвалиды, у которых целый “комплект” заболеваний, полученных именно в результате пребывания в зоне.

Сегодня в Украине отмена льгот, в том числе и “чернобыльских”, - тема актуальная и популярная. Хотя надо признать, что многое из “чернобыльских” благ (как-то: внеочередное получение бесплатного жилья, бесплатное медицинское обслуживание и т.д.) существует в основном в официальных документах. На практике же “чернобыльцы” пользуются обычно только правом на бесплатный проезд в общественном транспорте, 50-процентной льготой при оплате жилья и коммунальных услуг, а также время от времени получают так называемые пайковые деньги (в расчете от 80 до 150 гривень в месяц), выплату которых, кстати, регулярно задерживают.

- Конечно, мы пытаемся хоть как-то помогать нашим “чернобыльцам” – и тем, кто еще работает, и тем, кто уже на пенсии, - рассказывает Юрий Антипов. – Ежегодно Главное управление МЧС Украины в Одесской области в апреле в Спасо-Михайловском монастыре проводит панихиду и поминальный обед, на который приглашаются бывшие ликвидаторы. Обязательно 26 апреля будет возложение цветов к мемориалу погибших ликвидаторов. Ну а тех, кто уже по состоянию здоровья не может приходить на такие традиционные встречи и мероприятия, обязательно посетим на дому. Надо знать реальные проблемы людей, бытовые, жилищные, материальные, чтобы найти возможность оказать им посильную помощь.

19 лет прошло. Но для тех, кто побывал в ядерном пекле, чернобыльские события навсегда останутся главным жизненным испытанием, серьезным уроком героизма и гражданского мужества. А эти понятия существуют независимо от времени, политической ситуации и субъективных взглядов.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті