Слово о старшем товарище

В основе – доброта

Для нашего коллеги Виктора Ивановича Мамонтова – большого труженика, мудрого человека, учителя, умеющего ненавязчиво делиться своим богатым опытом с молодыми, – путь в журналистику начался шесть десятков лет назад. 

Тогда, в конце пятидесятых годов прошлого века, проходя срочную воинскую службу в восстанавливающемся из руин Волгограде, он начал отсылать свои первые корреспонденции в армейскую и окружную газеты. Логическим продолжением увлеченности творческой работой стало поступление на факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища, которое закончил с отличием. Профессиональная деятельность молодого лейтенанта началась с должности корреспондента дивизионки в Среднеазиатском Туркестанском военном округе.

Толковые, хорошо выписанные разножанровые материалы не остались незамеченными коллегами из газеты рангом выше, куда он вскоре и был переведен на работу. Командировки в отдаленные гарнизоны, песчаные бури, солдаты и офицеры, постоянно несущие службу в сложных погодных условиях, разрушительное землетрясение в Ташкенте и ликвидация его последствий, вооруженное противостояние на советско-китайской границе – все это происходило на глазах офицера-журналиста и нашло отражение в подготовленных им репортажах, интервью, очерках, которые печатались не только в окружной газете, но и в центральных изданиях. И на каком бы посту ни трудился Виктор Иванович (а прошел он не всегда устланный розами путь от упомянутой выше дивизионки до собственного корреспондента «Красной Звезды» – центрального печатного органа Вооруженных сил СССР, а затем – редактора газеты Одесского военного округа «Защитник Родины»), в круговороте будничных забот он успевал замечать, что мир красив и многообразен в этой своей красоте, что «луна тает льдинкою», а осень «захмарила небушко с просинью», что в доме «грустит пианино в отсутствии тем», а «ночь обрядилась звездами». Так рождались стихи, написанные поначалу скорее для души, нежели для читательского круга. Относясь творчески и одновременно требовательно к поэтическому слову, впрочем, как и к другим его видам (журналистскому, публицистическому, художественной прозе, сатирико-юмористическому жанру), он, исключая потребности редакций, в которых трудился, не спешил с печатанием своих произведений, давая возможность им, как доброму вину, отстояться, затем посмотреть как бы сторонним взглядом, оценив все «вкусовые» качества: ритмомелодику, образность, эстетику. Стихотворные сборники «Мотив судьбы», «Крестики и нолики», «Состояние души», «Белые снега», «Качаюсь на качелях лета», как и художественная проза (всего издано тридцать книг), стали логическим следствием многолетней скрупулезной работы над словом.

Очередной сборник поэзии с красивым, мелодичным и выразительным названием «Любить возможно лишь одну», увидевший свет буквально накануне Нового года, автор посвящает, как он сам пишет в обращении к читателю, «самому близкому, самому дорогому мне человеку на Земле – супруге Вере Игнатьевне Романив-Мамонтовой», к огромному сожалению, безвременно ушедшей из жизни. Виктор Иванович прожил со своей единственной спутницей жизни в мире, согласии, взаимопонимании, в искренней и красивой любви 56 лет. Для него – это путь от курсанта до полковника, уважаемого в обществе журналиста и писателя. Для нее – судьба преданной супруги, умеющей после каждого из тринадцати переездов, связанных с работой мужа, в очередной служебной или съемной квартирке создать за несколько дней настоящий домашний уют, в котором им сначала вдвоем, а затем, когда появилась на свет и росла очаровательная, смышленая дочурка, втроем было особенно тепло, светло, интересно. Центром этого мирка доброты и радости всегда оставалась Она – умная, любящая, тактичная, понимающая мать и жена.

Но лишь по божьему веленью
Мы вновь, задев судьбы струну,
Приходим к вящему прозренью:
Любить возможно лишь одну!

Таких строк – искренних, простых, а отсюда, думается, понятных и близких читателю, в новом сборнике Виктора Мамонтова немало. Ведь трудно не согласиться с автором в том, что:

…у нас есть свое притяжение.
Вне всех правил, всему вопреки.
У любви не бывает затмения,
Как поэмы без первой строки.

Да, эта книга прежде всего о любви. О ее человеческих, философских, этических и поэтических гранях. Но не только об этом. Это еще и размышления о таких вечных нравственных ценностях, как доброта, порядочность, настоящая дружба, совесть, честь. В стихотворении «Коль ты поэт…» автор подчеркивает:

Строка, как меч – и лечит, и калечит,
Возносит ввысь и вводит в стыд и срам,
Проклятьем вечным падает на плечи,
Приравнивает смертного к Богам…
Я каждый раз, оттачивая слово,
Об этом помню и стихи творю,
Беря не зло, а доброту в основу,
И правду, а не ложь боготворю.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті