Евгений Кривошейцев – один из лучших скалолазов Украины, спортсмен и тренер-инструктор альпинистского клуба «Одесса», многократный победитель и призер престижных международных соревнований. 48-летний Евгений – не только скалолаз, он еще профессионально занимается ледолазанием, в котором также добился серьезных успехов.
О своей спортивной карьере, победах на международных соревнованиях, деятельности альпклуба «Одесса» и другом спортсмен рассказал в интервью «ОВ».
– Евгений, когда вы увлеклись скалолазанием?
– В 15 лет, когда учился в мореходном училище. Было это в начале 80-х годов. В 1983 году в телепередаче «Клуб кинопутешествий» показали фильм «Жизнь на кончиках пальцев» – о французском скалолазе Патрике Эдлинджере. Меня это очень мотивировало, я загорелся и решил попробовать. Пошел в секцию альпинизма и скалолазания клуба «Водник», а потом перешел в альпинистский клуб «Одесса». Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить моих первых тренеров – Александра Киселева и Михаила Ситника, которые сделали очень много для моего становления как спортсмена.
– Когда пришел первый серьезный успех?
– В 1988 году в Крыму я выиграл чемпионат Украины среди взрослых, выполнив норматив мастера спорта. Для многих стало неожиданностью, что я в финале обогнал многих именитых мастеров. А на международной арене первого большого успеха добился в 1993 году, став третьим на чемпионате мира в Швейцарии.
– Насколько активно в Одессе сейчас развивается скалолазание?
– В нашем альпклубе – одна из лучших скалолазных секций в Украине. Здесь созданы отличные условия: в распоряжении спортсменов спортзал, прекрасный учебно-тренировочный скалодром на пляже «Отрада», опытные тренеры. Кроме того, успешно действует детско-юношеская спортивная школа, которую возглавляет Любовь Зимова. Иногда прихожу к ребятам, которые там занимаются, что-то советую, передаю опыт. Знаю, что очень многие ребята стали серьезно заниматься этим видом спорта.
Хотел бы отметить, что мои успехи и достижения других одесских альпинистов и скалолазов стали возможны благодаря усилиям руководства клуба во главе с Валентином Константиновичем Симоненко, который также возглавляет Федерацию альпинизма и скалолазания Украины.
– Евгений, чтобы профессионально заниматься скалолазанием, необходимо иметь богатырское здоровье, гибкое тело, сильные мышцы. То есть – быть в отличной физической форме. Как вам это удается?
– Помогает йога, которой, правда, я занимаюсь не так серьезно, как другие. В основном – для того, чтобы свести на нет отрицательное воздействие тренировочного процесса после больших нагрузок и укрепить позвоночник, ведь раньше у меня бывали проблемы со спиной. Кроме того, я много лет занимаюсь закаливанием – по утрам обливаюсь холодной водой. Если есть возможность – принимаю контрастный душ. Вообще, мало людей могут себя заставить по утрам что-то делать, разминаться, все думают – на тренировке разомнемся. У меня это вошло в привычку уже с шестнадцати лет. Ни одного утра не пропустил, чтобы не сделать зарядку. Делаю ее даже на границе, на переезде, находясь в поезде. Наконец, очень важно для поддержания хорошей формы спортивное питание. Нельзя свой организм использовать как машину, которая может бесконечно работать, пока у нее не сотрутся все части. Пока молодой – этого не ощущаешь, но потом все скажется.
– Вы много лет профессионально занимались скалолазанием. А потом вдруг решили заняться ледолазанием. Как это получилось?
– После участия в этапе Кубка мира по скалолазанию во Франции осенью 2000 года я заехал к знакомым французским корреспондентам из журнала «Вертикаль». Один из них, Гийом Вало, подробно рассказал мне, что такое ледолазание, показал ледорубы и предложил попробовать. Но у меня не было денег на дорогостоящую экипировку. Гийом пообещал найти спонсоров. И так получилось, что три фирмы, обратив внимание на мои заслуги в скалолазании, решили рискнуть и спонсировали меня, предоставив техническое снаряжение, одежду и обувь. Тут же возник вопрос, как к этому делу готовиться, тренироваться? Опытные альпинисты из нашего клуба во мне засомневались, думали, не справлюсь. Но мои друзья-альпинисты помоложе поддержали: ничего, пробуй, так тоже можно! И я всерьез начал готовиться к соревнованиям.
– И успешно дебютировали, одержав победу в одном из шести этапов Кубка мира в Швейцарии в 2001 году.
– Да, неожиданно для всех мне удалось выиграть эти соревнования. Хорошо помню, что как-то сразу настроился на победу. Даже своим партнерам сказал, что поеду и стану первым. Может, где-то в душе не очень верил, но говорил так. В финале было тяжело, но я подготовился достаточно хорошо, покорив трассу общей протяженностью 27 метров. И это была моя первая громкая победа в ледолазании. А год спустя, в 2002 году, в Австрии мне удалось выиграть первый чемпионат мира по ледолазанию. Кстати, так получилось, что я стал первым одесситом, кто начал профессионально заниматься ледолазанием и выступать на соревнованиях.
– А кроме вас в Украине кто-то профессионально занимается ледолазанием?
– Да, у нас уже проводятся чемпионаты Украины по этому виду спорта, есть несколько хороших спортсменов в разных городах, причем как мужчины, так и женщины. В первую очередь хочу выделить харьковчанина Валентина Сипалина, который в этом году по результатам пяти этапов Кубка мира занял итоговое 10-е место – это очень хороший результат. Также отмечу одессита Владимира Кайдаша, который не раз становился призером чемпионата страны, а в составе сборной Украины – бронзовым призером на чемпионате мира. Думаю, что с каждым годом в Украине хороших ледолазов будет все больше и больше.
– Евгений, а есть ли принципиальные отличия между тренировками в ледолазании и скалолазании?
– Отличие лишь в том, что при ледолазании основная нагрузка приходится не на пальцы, а на всю кисть. Других принципиальных отличий нет. Но при всем сходстве нельзя сказать, что любой скалолаз добьется успехов в ледолазании. Не все способны переносить холод на трассе.
– А бывали случаи, когда вы были в шаге от смерти?
– Знаете, в ледолазании – нет, а в скалолазании – да. На Кавказе очень сложные альпинистские маршруты. Бывало, срывался и пролетал около двадцати метров. А в ледолазании самое страшное – падающие камни и сосульки. Главная угроза – замерзающая структура в воздухе, висящий сталактит. В 2007 году от такого сталактита погиб мой друг Харри Бергер, его завалило двадцатью тоннами льда.
– Испытываете ли чувство страха, когда покоряете какой-нибудь опасный маршрут?
– Чувство страха подспудно всегда у каждого присутствует. Страховка, конечно, есть, но никогда не бываешь уверен в надежности веревки. А между тем от этого зависит твоя жизнь. Главное – не смотреть вниз. Но как профессионал я уже привык к опасностям, и на соревнованиях просто отключаюсь, думая только о результате.
– И последний вопрос: какие планы на предстоящий сезон?
– Собираюсь участвовать в первом этапе Кубка мира по ледолазанию. Он пройдет в январе 2018 года на великолепной арене в швейцарском городе Зас-Фе. Уже начал подготовку к соревнованиям и планирую выступить на них как можно лучше. Добавлю, что предстоящий сезон будет наполнен разнообразными и захватывающими событиями. В 2018 году на двух континентах пройдут пять этапов Кубка мира, в которых выступят и другие украинские ледолазы. Кроме того, Международный союз альпинистских ассоциаций в качестве эксперимента проведет так называемый чемпионат мира по ледолазанию в комбинированном зачете. Знаковым событием сезона станет также представление ледолазания в качестве демонстрационного вида спорта на XXIII Зимних Олимпийских играх в Пхенчхане (Южная Корея).


























