В плену дождя

Когда Одесса в очередной раз остановилась в пробках из-за принесенного Балканским циклоном дождя, я вспомнила заседание секции урбоэкологии в Одесском доме ученых. Происходило оно примерно 11-12 лет назад. Обсуждалась проблема работы городских ливневок, которые не справляются с потоками дождевой воды. Написанный мной тогда материал так и не появился на страницах газеты. Возможно, потому, что мнения, высказанные участниками обсуждения, были достаточно жесткими и однозначными. Сегодня приходится признать, что они были правы. 

Тогда кандидат технических наук Анатолий Крисилов говорил о необходимости строительства новых ливневок. По его мнению, в противном случае даже небольшой дождь будет приводить к серьезным затоплениям ряда улиц и возникновению многих проблем. 

Ученый напомнил о нарушенных пропорциях: у дождевой воды становится все меньше путей «отступления» в море. Приморские склоны прирастают высотками. Их железобетонные фундаменты перекрывают естественные пути схода дождевых вод в море. Именно поэтому подтапливаться уже в те годы начал Французский бульвар, жители которого раньше никогда не видели больших луж и не сталкивались с проблемой, как перейти залитую улицу. 

Вспомнили тогда и водоотводящие штольни. Одна из них находилась в районе судоремонтного завода № 2, в районе пляжа Ланжерон, остальные – дальше вдоль побережья. В 1965-1990 годах существовало 13 дренажных штолен, суточный дебит которых, по данным Одесского противооползневого управления, составлял в среднем 36,3 тысячи кубометров стоков. 

Эти конструкции производили неизгладимое впечатление. На выходе у моря высота штольни превышала высоту человеческого роста, давая совершенно четкое представление о больших объемах воды, которые отводила. Конечно, нормальная работа такой системы водоотведения не только позволяла защищать город от подтопления во время дождя, но и существенно замедляла процессы разрушения склонов. 

Поскольку в дальнейшем никто уже не занимался поддержанием их в нормальном техническом состоянии, в штольнях начали происходить заломы, и они постепенно переставали выполнять функцию по отводу воды со склонов в море. 

Присутствовавший на заседании Николай Боровский – депутат городского совета ряда созывов, впоследствии, незадолго до смерти, получивший звание Почетного гражданина Одессы, высказался против высотного строительства на улице Приморской. По его мнению, это увеличит нагрузку на ливневки до такой степени, что они не смогут с ней справляться. Как следствие, Пересыпь будет затапливать даже во время не очень сильного дождя. 

Слова этого человека невольно приходят на ум, когда проезжаешь по Приморской в районе 18 номера, где уже выросло первое высотное здание. И можно не сомневаться: другие пустующие участки прежних промзон скоро тоже потянутся вверх этажами новостроек. 

В этой связи весьма сомнительными представляются перспективы работы скоростного трамвая, призванного соединить жилмассивы Таирова и Котовского. В районе улицы Церковной, в низкой точке маршрута, они вынуждены останавливаться уже через пару часов, если в Одессе начинается более-менее сильный дождь. 

Потому самой сложной все-таки будет не проблема прохождения этого маршрута через центр города – по Преображенской улице, по Новощепному ряду. А проблема защиты вагонов от необходимости плавать в районе Пересыпи. 

Предлагался вариант эстакады, который позволил бы в этом районе трамваям уходить на «второй этаж». Но такое строительство сильно бы усложнило и без того очень сложную дорожную ситуацию на Пересыпи. Поэтому города и его транспортная система в частности полностью зависят от дождей. То, о чем говорили специалисты 11-12 лет назад, остается актуальным и сегодня.  

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті